Главная / Аналитика
06.06.2018
Выступление Секретаря ФНПР, Главного технического инспектора труда ФНПР В.В. Трумеля на совещании-семинаре, приуроченного к 100-летию Инспекции труда
«Сто лет на защите прав человека труда»

Одним из первых декретов Советской власти был закон о 8-часовом рабочем дне. В дальнейшем последовали декреты по увеличению пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев, о предоставлении всем рабочим ежегодных отпусков с полным сохранением заработной платы, а также Декрет Совета Народных Комиссаров от 18 мая 1918 года «Об учреждении инспекции труда». Этим декретом перед инспекцией ставилась задача – охрана жизни, здоровья и труда всех лиц, занятых какою бы то ни было хозяйственной деятельностью.
Декретом об учреждении инспекции труда были упразднены Фабричная и Горная инспекции.
В соответствии с Декретом Совнаркома, Инспекция труда строилась по территориальному принципу и находилась в ведении Наркомтруда и его местных органов. Согласно пункта 4 Декрета инспектор избирался на профсоюзном пленуме или конференции.
В 1918 году инспекция труда насчитывала 127 человек, в том числе рабочих – 60 человек (47 процентов), мастеров и техников – 14 человек, служащих (фабричных, торговых, почтово-телеграфных и других) – 10 человек, инженеров – 2 человека, врачей и учителей – по 3 человека, фармацевтов и фельдшеров – по 1 человеку, а также студентов – 8 человек.
Постановлением Наркомтруда РСФСР от 10 июля 1918 года был утвержден «Наказ инспекции труда» (первое издание), регламентирующий деятельность инспекции. В том же году создается орган по надзору за техникой безопасности. Этот надзор на предприятиях возлагался на отдельных лиц. которые вскоре стали именоваться техническими инспекторами.
Уже в первые месяцы выявились сложности в работе инспекции в связи с требованиями к инспектору труда обладать необходимыми знаниями в области техники, медицины и гигиены, что не учитывалось в первом издании «Наказа инспекции труда».
Согласно «Наказу инспекции труда», утвержденного Наркомтрудом РСФСР 15 декабря 1919 года, надзор по охране труда в области техники безопасности, санитарии и профессиональной гигиены (§ 12 и 23), возлагался на специалистов с соответствующими в этой области знаниями, т.е. инспекторов технических и санитарных. В инспекции труда действовало три вида надзора: правовой, санитарный и технический.
В период военного коммунизма в мае 1921 года весь аппарат по охране труда был передан из органов Наркомтруда в ВЦСПС, однако постановлением ВЦИК и СНК уже 13 апреля 1922 года функции по охране труда возвращены в Наркомтруд РСФСР.
Первоначально в Советской России инспекции труда не применяли к нарушителям мер какого-либо воздействия. Однако, в целях усиления надзора и придания большей значимости инспекторам труда, 3 мая 1924 года было принято Постановление СНК РСФСР «О порядке привлечения инспекторами труда нанимателей к ответственности за несоблюдение постановлений, направленных на охрану жизни и здоровья трудящихся». Постановлением устанавливалось, что инспекторы труда могут в административном порядке направлять дела о нарушениях нанимателями законоположений по труду в губернские исполкомы для наложения на них штрафа, за исключением случаев, когда эти нарушения преследуются в уголовном порядке. Перечень постановлений и распоряжений, за нарушение которых технический инспектор труда мог привлекать нанимателей к административной ответственности, был утвержден Постановлением Наркомтруда РСФСР от 24 ноября 1924 года.
По данным бюллетеня «Охрана труда в Союзе ССР в цифрах» в 1926 году в результате рассмотрения в судебном порядке дел, возбужденных инспекцией труда в отношении ответственных лиц за нарушение законодательства о труде, правил охраны труда и техники безопасности, были приняты следующие решения: к лишению свободы приговорено 17,7 процентов ответчиков, наложено штрафов на 47,6 процентов, к принудительным работам приговорено 1,8 процентов, выговор и общественное порицание применено к 1,8 процентов нарушителей, оправдательный приговор вынесен по 23,1 процентов судебных дел.
Сформированный с участием ВЦСПС Наркомтруд СССР для осуществления государственных функций организации труда, заработной платы, условий и охраны труда, государственного социального страхования отчитывался о своей работе на съездах профсоюзов и отдельных пленумах.
С годами у профсоюзов возрастало недовольство деятельностью Наркомтруда и его органов на местах, особенно в области охраны труда и социального страхования. Выражалось это в требованиях перестройки их работы или передачи дела охраны труда и социального страхования самим профсоюзам.
И наконец, в 1933 году, по настоятельной просьбе профсоюзов состоялось решение ЦИК, СНК СССР и Президиума ВЦСПС о слиянии Наркомтруда СССР и ВЦСПС и передаче профсоюзам от Наркомтруда и его органов на местах всех функций государственного надзора за условиями и охраной труда, а также управления государственным социальным страхованием.
Общее руководство инспекциями труда возлагалось на ВЦСПС, а на местах – на местные Советы профсоюзов. Профсоюзам была передана инспекция труда, состоящая из выборных правовых, санитарных и технических инспекторов, включая внеучастковых инспекторов – горнотехнических, путей сообщения и сельскохозяйственных.
Поскольку профсоюзы были созданы по отраслевому принципу, эту же структуру приобретают и инспекции груда – они организуются при всех отраслевых центральных комитетах профсоюзов. Государство наделило профсоюзы функциями государственного контроля и надзора в сфере труда и до 1994 года в России существовали технические и правовые инспекторы труда ЦК профсоюзов, осуществляющие государственный контроль за соблюдением законодательства о труде.
В Постановлении Президиума ВЦСПС от 5 октября 1933 года «Об инспекции труда профсоюзных органов» разъяснено, что инспекция труда (правовая) и специнспекция техническая и санитарная, организованные при союзных и межсоюзных организациях, руководствуются в своей работе, впредь до издания особых постановлений, положениями и инструкциями, изданными об инспекциях труда НКТ СССР и НКТ союзных республик.
В постановлении также предложено ЦК союзов, их краевым, областным и республиканским комитетам и межсоюзным профорганизациям, не ожидая новых инструкций и положений, немедленно развернуть работу инспекции труда (правовой) и специнспекции технической и санитарной на предприятиях.
Постановлением Секретариата ВЦСПС от 15 февраля 1934 года «О порядке утверждения инспекторов труда» установлено, что инспектор труда областных и краевых отраслевых комитетов утверждается президиумом ЦК профсоюза, а инспектор труда ЦК профсоюза и областного (краевого) совпрофа утверждается ВЦСПС. VI пленум ВЦСПС 1937 года ввел порядок утверждения инспекторов – правовых, технических и санитарных на пленумах ЦК профсоюзов.
Специализированные инспекции по горному надзору, котлонадзору и санитарная в предвоенные годы вновь изменяют свою принадлежность.
Горнотехническая инспекция согласно постановлению СНК СССР от 27 февраля 1936 года и инспекция по котлонадзору по постановлению СНК СССР от 22 апреля 1937 года были переданы из ВЦСПС в ведение Народного комиссариата тяжелой промышленности и другие ведомства.. В дальнейшем на этой базе был создан Госгортехнадзор СССР.
Постановлением от 21 января 1944 года Президиум ВЦСПС утвердил «Положение о техническом инспекторе ЦК профсоюза», согласно которому технический инспектор осуществлял контроль за безопасностью работ, механизацией тяжелых работ, организацией освещения и воздухообмена, обеспечением спецодеждой, соблюдением положения о расследовании несчастных случаев, укомплектованием работниками по технике безопасности, участием в приемке в эксплуатацию промышленных объектов, оформлением предписаний и привлечением к ответственности виновных лиц, остановкой работ на отдельных производственных участках.
Постановлением СНК СССР от 30 июня 1944 года был установлен количественный состав главных технических инспекторов ЦК профсоюзов в 212 единиц с предоставлением прав повышенного штрафа за нарушения в области техники безопасности.
Постановлением Секретариата ВЦСПС от 27 сентября 1960 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1960 года «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами» и письмом Министерства финансов СССР от 29 августа 1960 года «Об изменении размеров административных штрафов» были установлены с 1 января 1961 года штрафы, налагаемые главными техническими инспекторами профсоюзов на должностных лиц за нарушение правил по охране труда и технике безопасности в размере до 50 рублей, и техническими инспекторами профсоюзов за нарушение законодательства о труде – до 10 рублей.
22 января 1966 года было принято Постановление Совета Министров СССР о по приемке в эксплуатацию промышленных объектов.
В соответствии с постановлением в состав государственных приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения подлежали включению представители технической инспекции советов профсоюзов, профсоюзной организации заказчика (застройщика).
В этом же году 26 августа было принято «Положение о техническом инспекторе профсоюзов», согласно которому технический инспектор профсоюза осуществляет государственный надзор за безопасностью работ, состоянием производственной санитарии и соблюдением трудового законодательства и др.
Руководство техническими инспекторами отраслевых профсоюзов осуществляют центральные, республиканские, краевые, областные, дорожные, бассейновые и территориальные комитеты профсоюзов. В соответствии с положением технические инспектора проводят работу в тесном контакте с органами Госгортехнадзора, санитарного надзора, энергонадзора, пожарного надзора и другими ведомственными инспекциями.
Постановлением Президиума ВЦСПС от 26 августа 1977 года было принято новое «Положение о технической инспекции труда».
В положении, в частности, указано, что руководство отраслевой технической инспекцией труда осуществляют центральные комитеты профсоюзов, а оперативное руководство на местах – президиумы республиканских, краевых, областных, дорожных и бассейновых и приравненных к ним комитетов. Советы профсоюзов координируют деятельность всех технических инспекторов, работающих в области, крае, республике при решении вопросов охраны труда, оказывают помощь центральным комитетам профсоюзов в подборе кадров технических инспекторов труда.
По предложению технической инспекции труда профсоюзы выступили инициаторами разработки комплексных планов улучшения условий и охраны труда на каждом предприятии и в целом по министерствам и ведомствам, рассчитанных на пятилетку.
За период с 1981 по 1985 годы было реконструировано и капитально отремонтировано в соответствии с разрабатываемыми хозорганами и профсоюзами комплексными планами улучшения условий и охраны труда и санаторно-оздоровительных мероприятий 916 тысяч цехов, участков, производств, что в 3 раза больше, чем за предыдущее пятилетие, вдвое ускорились темпы сокращения численности трудящихся, занятых тяжелыми физическими работами.
Особое внимание уделялось технической инспекцией труда улучшению условий труда у работающих женщин. Так, за период с 1981 по 1985 годы с тяжелых физических работ высвобождено 456 тысяч женщин. Это – 60 процентов всех женщин, занятых на таких работах к началу 1981 года. Им всем была предоставлена другая работа.
За 4 года (1986-1989 годы) с производства сняты по требованию инспекции труда около 400 (!) видов оборудования, работа на котором была травмоопасной и вредной для здоровья.
Положительные изменения, которые происходили в сфере охраны труда в восьмидесятые годы были большой заслугой технической инспекции труда профсоюзов, в составе которой насчитывалось более 6,5 тысяч человек. В работе по улучшению условий труда инспекции труда и в целом профсоюзам помогали 4,6 млн. общественных инспекторов и членов комиссий по охране труда профсоюзных комитетов.
За период с 1969 по 1986 годы за организацию работы профсоюзов по охране труда отвечала Секретарь ВЦСПС Бирюкова А.П.
В этот период времени заведующим отделом охраны труда ВЦСПС – Главным техническим инспектором труда ВЦСПС был Семенов А.П.
После Бирюковой А.П. на протяжении почти пяти лет работой профсоюзов по охране труда руководила Секретарь ВЦСПС Сухорудченкова Г.Ф., а заведующим отделом охраны труда ВЦСПС – Главным техническим инспектором труда был назначен Сорокин Ю.Г.
21-23 марта 1990 г. состоялся Учредительный съезд Российских профсоюзов, образовавший Федерацию Независимых Профсоюзов России (ФНПР).
Кадры в аппарат ФНПР подбирали в сокращавшихся союзных министерствах, в отделах ВЦСПС и ЦК союзных отраслевых профсоюзов.
Организационная структура аппарата ФНПР не предусматривала создание технической инспекции труда. Однако для выполнения взятых ФНПР на себя обязательств и поставленных Учредительным съездом задач по вопросам охраны труда и экологии, 18 февраля 1991 года создается Постоянная комиссия Совета ФНПР РСФСР по охране труда и экологии. Аппарат Комиссии возглавил утвержденный Секретарем ФНПР В.И. Медведев.
К началу 1991 года в аппарате Постоянной комиссии сложился небольшой, но квалифицированный и работоспособный коллектив:
В связи с переходом России к рыночной экономике и отход профсоюзов от принципов демократического централизма, а также «самостоятельность» и «независимость» профсоюзов всех уровней привели к ослаблению связей с техническими инспекторами на отраслевом и региональном уровнях.
Данное обстоятельство побудило ФНПР начать процесс подготовки российского положения, регулирующего деятельность инспекции труда
В соответствии с основами организационного строения и деятельности Федерации Независимых Профсоюзов России Президиум Совета ФНПР Постановлением от 23 марта 1991 №2-16 утвердил Положение о технической инспекции труда в РСФСР, устанавливающее общий порядок ее деятельности на территории республики, организационное строение и основные направления деятельности инспекции труда.
На основании утвержденного Положения о технической инспекции труда Главным техническим инспектором труда профсоюзов России был утвержден Трумель В.В.
Согласно Положению Техническая инспекция труда осуществляет на территории РСФСР надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и их ведомственной принадлежности.
Технические инспекции труда строятся по отраслевому и территориальному принципу и находятся в непосредственном подчинении соответствующих отраслевых и территориальных объединений и имеют равные права. Финансирование деятельности технической инспекции труда профсоюзов осуществляется, в основном, за счет средств Фонда социального страхования РСФСР.
В начальный период 90-х годов остро проявляется экономический кризис, происходит потеря управляемости народным хозяйством, значительно ослабло внимание к вопросам охраны труда со стороны государственных и хозяйственных органов всех уровней. Ликвидируются или сокращаются службы охраны труда на госпредприятиях, на предприятиях негосударственных форм собственности они вообще не создаются.
Практически не осуществляется вневедомственный контроль, снижается авторитет государственных органов надзора и контроля. Обострилось положение с выделением средств на проведение мероприятий по охране труда и обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Учитывая данные обстоятельства, инспекция труда ФНПР подготовила проект закона «Об охране труда Российской Федерации». Совет ФНПР в порядке законодательной инициативы в октябре 1991 года внес этот законопроект в Верховный Совет Российской Федерации. 6 августа 1993 года Верховный Совет Российской Федерации принял основы законодательства РФ об охране труда.
Принятый законодательный акт обеспечивал единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, учреждениях, организациях всех форм собственности, определял основные принципы государственной политики и устанавливал новый порядок осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных актов по охране труда.
Государственная функция по контролю и надзору, которую с 1933 года выполняла техническая инспекция труда профсоюзов, отныне возлагалась на федеральный орган надзора и контроля.
Однако до образования государственного органа надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства техническая инспекция труда продолжала осуществлять государственный надзор и контроль за охраной труда и одновременно помогала Минтруду РФ в создании государственной инспекции при Минтруде РФ.
К апрелю 1994 года заканчивается формирование государственной инспекции труда. Указом Президента Российской Федерации от 04.05.1994г. №850 государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возлагается на образованную в этих целях Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда и социального развития РФ (Рострудинспекция).
Техническая инспекция труда в рамках представленных прав законодательствами «Об основах охраны труда» и «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» перешла на осуществление общественного (профсоюзного) контроля за соблюдением законодательства по охране труда и окружающей среды без наделения властных полномочий.
С приятием 19 декабря 1991 года закона РФ «Об охране окружающей среды» профсоюзы получили реальные права в решении экологических проблем.
По инициативе профсоюзов в России ежегодно стали проводиться «Дни защиты от экологической опасности» под девизом «Экология – безопасность – жизнь». В это движение были вовлечены органы исполнительной власти, общественные экологические организации и объединения, журналисты, пишущие на экологическую тематику. Дни защиты стали ежегодными и проводятся уже боле 25 лет в период с 15 апреля по 5 июня.
Инициативу профсоюзов по проведению общероссийских Дней защиты от экологической опасности поддержало Правительство Российской Федерации, которое приняло Постановление №686 от 11июня 1996 года о ежегодном проведении этой акции в период с 15 апреля по 5 июня.
Особое внимание технической инспекции труда уделялось законотворческой деятельности. С 1996 по 2001 год инспекцией труда было рассмотрено свыше 100 проектов законодательных и иных нормативных актов.
Так в ходе подготовки проекта изменений и дополнений в закон «Об основах охраны труда в РФ» инспекция труда смогла отстоять право работника на сохранение средней зарплаты в случае приостановки работ не по его вине, а также добиться включение в проект требования об обязательном создании служб охраны труда на (в) крупных организациях (предприятиях) и привлечения специалистов по охране труда в малочисленных организациях.
Благодаря принципиальной позиции инспекции труда в закон «О промышленной безопасности, опасных производственных объектов» и статью 33 КЗОТ не были включены нормы о положении административного взыскания ( штрафы) на рабочих за нарушение техники безопасности и увольнение за однократное грубое нарушение требований правил техники безопасности, установленных для взрывоопасных и пожароопасных объектов промышленного производства.
На протяжении трех лет до 1998 года включительно с участием инспекции труда велась работа по подготовке проекта федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях».
При работе над этим проектом инспекция добилась включения ряда норм, и, в частности, праве профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением законных прав и интересов застрахованных, выдавать заключение при определении степени вины застрахованного в случае грубой неосторожности и др.
Инспекцией труда проводилась активная работа по реализации Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
С принятием Постановления Правительства РФ от 18 декабря 1998 года №1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» значительная часть населения лишалась льгот и компенсаций, предусмотренных Чернобыльским законодательством. В этой связи инспекцией труда был подготовлен протест в адрес Правительства РФ о недопустимости такого решения. Требования ФНПР поддержал Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, которые рекомендовали Правительству РФ приостановить действия этого постановления.
Технической инспекцией труда совместно с Московским отделением МОТ по разработанной МОТ методике было обследовано более 200 предприятий разных отраслей промышленности. По результатам обследования была подготовлена аналитическая записка «О безопасности труда и охране здоровья на производстве в Росси», которая была направлена для информации и работы в членские организации.
Период с 2001 по 2005 годы характеризуется серьезными демографическими, экологическими, технологическими изменениями, а также углублением глобализации экономических процессов. Эти процессы сопровождались возникновением новых рисков, что потребовало от инспекции труда ФНПР пересмотреть ряд базовых принципов в организации охраны труда и окружающей среды.
В этой связи инспекцией труда началась подготовка проекта новой редакции Положения о технической инспекции труда, которое было утверждено Постановлением Исполкома Генерального Совета ФНПР от 22.11.2001г.№ 5-9.
Кроме того, инспекцией труда были подготовлены изменения и дополнения в действующее трудовое законодательство, нормативные правовые акты по охране труда, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.
Так, в ходе подготовки проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ТК РФ инспекцией труда были подготовлены к разделу «Охрана труда» свыше 100 поправок.
Например, было предложено увеличить объем обязательного финансирования работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда с 0,1 до 0,2 процента от сумы затрат на производства продукции (работ, услуг), а также ввести должность специалиста по охране труда, или создать службу по охране труда на предприятиях с численностью более 50 работников.
В Российской Федерации сохраняется тенденция роста численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, наблюдается серьезное ухудшение состояния здоровья населения, рост инвалидизации и смертности, и прежде всего, в трудоспособном возрасте.
Учитывая такую ситуацию, инспекция труда выступила одним из инициаторов по разработке проекта Программы «Здоровье работающего населения Росси». В дальнейшем тема сохранения здоровья работников нашла отражение в ежегодно проводимых вместе с НИИ Медицины труда с участием инспекции труда Всероссийских конгрессов «Профессия и здоровье».
Активно используя право на проведение контроля за эксплуатацией объектов природоохранного назначения инспекция труда подняла проблему, связанную со строительством нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан вблизи озера Байкал. Для этого было подготовлено обращение к Президенту РФ, Правительству РФ, Государственной Думе, Совету Федерации Федерального собрания РФ и Общественной палате РФ о возможном негативном воздействии нефтепровода на объект всемирного наследия. Данное обращение в ряду других обращений общественных экологических организаций способствовало тому, что Правительством РФ было принято решение о необходимости проведения дополнительной экологической экспертизы, и решению Президента РФ о переносе трассы нефтепровода.
В период с 2001-2005 годов инспекцией труда ФНПР была проведена экспертиза свыше 400 проектов законов и нормативных актов по охране труда и экологии. За этот период штат технической инспекции труда профсоюзов увеличился в 2 раза, а уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда – в 2, 5 раза.
В целях повышения эффективности и совершенствовании форм и методов работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда по осуществлению общественного контроля за состоянием условий и охраны труда инспекцией труда ФНПР был объявлен смотр-конкурс на звание «Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР» и разработано Положение об этом смотре. По результатам певрого проведения смотра-конкурса 55 работникам присвоено звание и вручен знак «Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР», а 106 работникам были вручены дипломы.
Период с 2006 по 2011 гг. характеризуется кризисными явлениями, которые обнажили слабость российской экономики и ошибки в экономической политике. Большинство секторов промышленности и сельского хозяйства испытывали недостаток инвестиций, что не могло не сказаться на состоянии условий труда и профессиональной заболеваемости.
Учитывая данное обстоятельство, инспекция труда ФНР подготовила на рассмотрение Генерального Совета вопрос «О действиях профсоюзов в связи с неудовлетворительными условиями труда и здоровья работников». Генеральный Совет отметил, что негативное явление в состоянии условий труда и здоровья работников обусловлены также отсутствием целенаправленной политики федеральных органов исполнительной власти и должного внимания к этой проблеме со стороны работодателей.
Генеральный Совет направил предложения в адрес Правительства РФ. Государственной Думы, Минздравсоцразвитию и объединению работодателей, а также поставил задачу перед членскими организациями.
Реализуя решение Генерального Совета ФНПР совместно с НИИ медицины труда РАМН был разработан проект Концепции формирования и развития современной системы медицины труда в Российской Федерации. Проект был одобрен на заседании Исполкома ФНПР и направлен на рассмотрения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Кроме того инспекций был разработан проект Концепции ФНПР «Стрессы и психические нагрузки на рабочем месте, профилактика их негативных последствий». Проект получил положительный отзыв НИИ Медицины труда РАМН и направлен для практического применения в членские организации, органам исполнительной власти и работодателям.
В связи с неудовлетворительным ходом реформы технического регулирования инспекция труда ФНПР неоднократно обращалась в Правительство РФ и Президенту РФ с предложениями о внесении кардинальных изменений в федеральный закон «О техническом регулировании». В дальнейшем предложения инспекции труда нашли отражение при подготовке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии изменений и дополнений к этому федеральному закону.
В 2006 году Международной организацией труда была принята Конвенция 187 «Об основах содействия передовой организации охраны труда на национальном уровне». В этой связи Техническая инспекция труда ФНПР организовала рабочую группу и совместно с Техническим комитетом «Безопасность труда» (ТК 251, Председатель Трумель В.В.) приступила к подготовке проектов стандартов в системе ССБТ по управлению охраной труда.
Одним из первых проектов был разработан и утвержден приказом Ростехрегулирования основополагающий межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0-230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования». В развитие этого стандарта были разработаны и утверждены ещё четыре национальных стандарта.
В связи с проводимой Минтрудом РФ реформой в сфере компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда Правительство Российской Федерации 20 ноября 2008 года приняло Постановление №870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) с опасными условиями труда». В результате этого постановления Правительства Министерство туда и социального развития Российской Федерации издало приказы №173н и 175н от 21 марта 2016г, которым устанавливались компенсационные выплаты работникам ниже установленных по сравнению с действующим порядком их установления. В этой связи неоднократно выносился вопрос на рассмотрение РТК, в результате чего удалось приостановить и добиться их отмены.
Один из показателей негативно влияющих на демографическую ситуацию в России является воздействие на работниц неблагоприятных производственных факторов. Учитывая данное обстоятельство, инспекцией труда ФНПР всесторонне изучен этот вопрос и подготовлена Записка о гендерных проблемах в области охраны труда и здоровья работников, которая была рассмотрена на Исполкоме ФНПР и направлена в РТК и в членские организации ФНПР с предложением о включении в региональные, отраслевые Соглашения и Коллективные договора предложения, отражающие гендерные проблемы.
В июне 2009 года инспекцией труда ФНПР на заседании Исполкома ФНПР был вынесен вопрос «О позиции ФНПР по вопросу профилактики алкогольной и наркотической зависимости и употребление психотропных веществ на рабочих местах». Исполком принял решение о направлении материала в Минздравсоцразвития России, РСПП для подготовки предложений по формированию на федеральном и региональном уровнях антиалкогольной политики, а членским организациям ФНПР было рекомендовано совместно с работодателями разработать профилактическую антиалкогольную программу на рабочем месте.
В период с 2006 произошли крупные и масштабные техногенные аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, на шахтах «Ульяновская», «Юбилейная», «Есаульская», «Распадская» и др. В связи с этими авариями инспекция труда ФНПР подготовила в адрес Президента РФ, Правительства РФ ряд заявлений, в которых. в частности, указывалось, что помимо технических и организационных причин, приведших к авариям, имеются и экономические причины, которые мотивируют работника на выполнение планов любой ценой, пренебрегая при этом требованиями по безопасности труда. В одном из заявлений было предложено довести постоянную часть (тарифа) заработной платы не меньше, чем на 70 процентов. Однако предложения ФНПР не были услышаны и только после катастрофы на шахте «Распадская» Председателем Правительства РФ были озвучены предложения ФНПР об увеличении постоянной части заработной платы до 70%.
Эффективная работа инспекции труда в нормативно правовой деятельности во многом способствовала улучшению организации работы в области безопасности и охране труда.
За период с 2011 по 2014 годы технической инспекцией труда были вынесены замечания и предложения по более, чем 200 проектам федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда.
Так, инспекцией было подготовлено отрицательное заключение на проект Министерства труда и социального развития РФ «Критерии оценки и классификация условий труда на проведение аттестации рабочих мест», так как в проект вводилась абсолютно новая гигиеническая классификация условий труда, что могло снизить уровень представления гарантий и компенсаций работникам по сравнению с действующими нормами.
В связи с проблемой финансирования мероприятий по охране труда в бюджетных организациях инспекцией труда были подготовлены и вынесены в Правительство РФ предложения в п.3 ст.21 «Классификация расходов бюджетов» Бюджетного кодекса Российской Федерации по дополнению новым разделом по охране труда, обеспечению работников СИЗ, обучению охране труда, оценке профессионального риска и др., а также в ст.70 Кодекса «Обеспечение выполнение функций казенных учреждений об оплате услуг в области условий и охраны труда». К сожалению, Правительство не поддержало предложения ФНПР.
Проводимая Министерством труда и социального развития РФ реформа по предоставлению работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда не была поддержана инспекцией труда в том виде, в котором она была представлена.
В альтернативу позиции Минздравсоцразвития РФ по вопросу реформирования системы компенсаций инспекцией были подготовлены и направлены в Секретариат РТК предложения, которые заключались в сохранении механизма их представления на основе Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительные отпуск и сокращенный рабочий день. При этом предполагалось применения Списка и Перечня, как нормативной базы для представления компенсаций, осуществлять для профессий и работ с устойчиво стабильными вредными условиями, которые не могут быть улучшены по объективным причинам. Для остальных профессий и производств механизм представления компенсаций основывается на фактическом состоянии условий труда по результатам аттестации рабочих мест.
В связи с многочисленными обращениями членских организаций по поводу определения Верховного суда РФ от 04 апреля 2012 года №АКПИК -317 в части оспаривания актов, а именно постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. №298/П-22 «Об утверждении Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работы в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее Список) и постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года №273/П-20 «Об утверждении Инструкции о порядке изменения Списка» инспекцией была выражена письменная позиция по данной определению, указав при этом на ряд допущенных ошибок в мотивировочной части. В дальнейшем в соответствии с установленными процедурами Определение Верховного Суда было обжаловано.
В рамках проводимой реформы пенсионного обеспечения Минтрудом РФ был подготовлен законопроект «О специальной оценке условий труда», который инспекция труд не поддержала и подготовила альтернативный вариант законопроекта. В ходе переговорного процесса сторонам социального партнерства удалось сблизить позиции и 28.12.2013г. был принят Федеральный закон №426-ФЗ, которым было отменено ранее действующее Положение об аттестации рабочих мест.
В развитие упомянутого закона Минтрудом РФ был подготовлен проект Методики проведения специальной оценки условий труда. Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению (далее Методика).
По проекту Методики инспекцией труда были подготовлены замечания и предложения. После рассмотрения этих предложений и замечаний инспекции Минтруд РФ подготовил таблицу согласований. Из 44 пунктов упомянутых замечаний и предложений 17 пунктов были отклонены без веских и аргументированных на то оснований.
Учитывая данное обстоятельство, инспекция подготовила обращение к Министру труда РФ Топилину М.А. и предложила согласовать проект Методики с Роспотребнадзором РФ.
Одновременно инспекция обратилась в Российскую Академию наук с предложением дать оценку по проекту Методики.
В заключении РАН было сказано, что в проекте Методики не используются имеющиеся рекомендации в области охраны здоровья работников и улучшения условий их труда, и, практически, игнорируется научно-обоснованная система гигиенической оценки условий труда в РФ. Проект требует серьезной доработки со стороны специалистов медицины труда.
В связи с этим инспекцией труда ФНПР было подготовлено обращение к Заместителю Председателя правительства О.Ю. Голодец о рассмотрении вопроса о Методике на РТК.
Поднятый вопрос профсоюзной стороной РТК был рассмотрен 28.02.2014г. (Протокол №2). В решении РТК было отмечено, про профсоюзная сторона Комиссии РТК настаивает на отзыве приказа из Минюста РФ до согласования в РТК, а также было предложено провести у Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец совещание по приказу в целях снятия между профсоюзами и Минтрудом РФ разногласий.
Такое совещание состоялось 03.04. 2014г., на котором было принято решение в течение полугода опробовать Методику, провести мониторинг и по их результатам осуществить ее корректировку.
Проведенный инспекцией анализ представленных материалов Мониторинга по реализации Методики подтвердил её прогноз в том, что работодатели без фактического улучшения условий труда, только за счет применения специальной оценки условий труда, могут искусственно снизить класс условий труда и получить в связи с этим значительную финансовую выгоду за счет снижения затрат на представление компенсаций и на дополнительное пенсионные взносы за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
По результатам проведенного Мониторинга правоприменения Методики инспекция подготовила замечания и предложения к ней и направила на рассмотрение в РТК и Минтруд РФ. Наиболее актуальные вопросы в области охраны труда периодически вносились инспекцией на заседание Исполкома ФНПР
Так, постановлением Исполкома ФНПР от 27.06. 2012г. №44 « О работе технической инспекции труда» была принята Концепция ФНПР «Основные подходы к совершенствованию политики в области охраны здоровья работников и безопасности труда», которая содержала необходимые меры для перспективного развития охраны труда.
Основные положения Концепции были доложены на двух международных конференциях, Дне охраны труда, обсуждены в членских организациях с опубликованием в специализированных журналах и средствах массовой информации.
Кроме того, по итогам рассмотрения на Исполкоме ФНПР в мае 2013 года и июне 2014 года Исполкомом ФНПР вопросов об условиях труда и деятельности технической инспекции труда было предложено Минтруду РФ и Минздраву РФ инициировать разработку проекта Федерального закона «Об охране здоровья работающего населения», а Правительству РФ – национального плана действий по модернизации и переоснащению производственных мощностей за счет замены технологий, машин, станков и оборудования.
В связи с проведенной реформой обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний пенсионного обеспечения, а также охраны труда инспекцией были подготовлены ряд предложений. Так инспекцией была подготовлена а направлена в Правительство РФ записка о проблеме совершенствования статистки здоровья работающих, в которой были предложены конкретные меры и шаги по ее улучшению.
По предложениям инспекции Заместителем Председателя Правительства О.Ю. Голодец были даны ФСС, Минтруду РФ, Минздраву РФ и Минэкономике РФ поручения по проработке вопроса. В настоящее время подготовлены необходимые документы для решения проблемы.
В рамках подготовки Х раздела «Охрана труда» ТК РФ инспекцией труда были предложены Минтруду РФ концептуальные меры по изменению доктрины охраны труда и, в частности, предложено расширить требование к рабочему месту, обязанностям работодателей и работникам, дополнить направление государственной политики, ввести раздел по оценке риска и другие.
Кроме того, были внесены предложения в Минтруд РФ по порядку уведомления и учета несчастных случаев на производстве в соответствии с рекомендациями МОТ.
За последние 20 лет инспекцией труда было проведено свыше 1,2 миллиона проверок выполнения работодателями требований, предусмотренных законодательством об охране труда. Было выявлено более 3,3 миллиона нарушений норм трудового законодательства в области охраны труда. В адрес работодателей направлено около 1 миллиона представлений (совместных предписаний).
По результатам проведенных проверок инспекцией труда было направлено в соответствующие органы свыше 60 тыс. требований о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
По требованиям технических инспекторов труда профсоюзов было привлечено к различным видам ответственности более 70 тысяч должностных лиц.
Техническими инспекторами труда профсоюзов было рассмотрено более 250 тыс. личных обращений, заявлений и жалоб членов профсоюзов, связанных с нарушением их трудовых прав. Из них более 87% было разрешено в пользу работников.
Из более 2000 исковых заявлений, рассмотренных в судах с участием технических инспекторов труда, более 83 процентов разрешено в пользу работников.
Работодателям было предъявлено свыше 48 тыс. требований о приостановке работ, которые проводились с нарушениями правил и норм по охране труда и непосредственно угрожали жизни и здоровью работников.
Таким образом, за короткий исторический промежуток времени существования института инспекции труда, она зарекомендовала себя, как важнейший инструмент профсоюзов по влиянию на социально-трудовые отношения и защите трудовых прав работников.
Благодарю за внимание!


Назад |  Версия для печати
 
Новости Федерации профсоюзов РТ
23.08.2019
Председатели рескомов побывали на "Казань Экспо"

Председатели республиканских комитетов профсоюзных организаций Республики Татарстан посетили сегодня Международный выставочный центр «Казань Экспо».

Подробнее
23.08.2019
В Казани стартовали соревнования WorldSkills

Сегодня председатель Федерации профсоюзов Республики Татарстан Елена Кузьмичева и председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, находящийся в столице с двухдневным деловым визитом, посетили соревновательные площадки мирового чемпионата WorldSkills.

Подробнее
22.08.2019
Встреча Шмакова с молодыми профактивистами

Председатель ФПРТ Елена Кузьмичева и председатель ФНПР Михаил Шмаков принимают участие в Слете Советов работающей молодежи РОСПРОФПРОМа, который проходит на Казанском пороховом заводе.

Подробнее
22.08.2019
От учебы до Спартакиады

46-ое по счету заседание президиума Татарстанского республиканского комитета профсоюза работников химических отраслей промышленности состоялось сегодня в Малом зале Дворца труда.

Подробнее
22.08.2019
С Днем Государственного флага Российской Федерации!

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! От имени Федерации профсоюзов Республики Татарстан и от себя лично поздравляю всех с Днем Государственного флага Российской Федерации!

Подробнее
21.08.2019
С заботой о тружениках полей

20 августа председатель Республиканской организации профсоюза работников АПК РФ с целью ознакомления с условиями труда механизаторов на уборке урожая посетила Сабинский муниципальный район.

Подробнее
21.08.2019
В память о заслуженном энергетике

В спорткомплексе «Ялкын» села Большой Кукмор состоялось открытие третьего турнира по мини-футболу среди подразделений филиала ОАО «Сетевая компания» Елабужские электрические сети, посвященного памяти заслуженного работника Минтопэнерго РФ, Заслуженного энергетика РТ Виктора Калинина.

Подробнее
21.08.2019
И настоящее, и будущее профсоюза

II Молодежный форум Елабужских электрических сетей состоялся на базе отдыха "Дом солнца" Мамадышского района республики.

Подробнее
21.08.2019
Поздравления принимают бригадиры

С Днем мастера и бригадира поздравили младших командиров производства автомобильного завода 17 августа. В честь профессионального праздника администрация и профсоюзный комитет завода организовали праздник на базе отдыха «Иволга».

Подробнее
21.08.2019
Профсоюзный урок в санатории "Васильевский"

Вчера, при поддержке председателя ФПРТ Елены Кузьмичевой, прошел профсоюзный урок для пятидесяти старшеклассников, которые отдыхают и поправляют свое здоровье в лечебно – профилактическом учреждении профсоюзов санатории «Васильевский».

Подробнее
21.08.2019
УИЦ приглашает на семинар

Учебно-исследовательский центр Федерации профсоюзов РТ с 26 по 29 августа, а также с 23 по 27 сентября проведет обучение для руководителей и специалистов, уполномоченных и членов комиссий по охране труда.

Подробнее
Подписка на «Новое слово» онлайн

Уважаемые коллеги! В период досрочной и основной подписных кампаний Почты России подписаться на газету Федерации профсоюзов РТ «Новое слово» можно онлайн прямо здесь.

Подробнее
20.08.2019
Праздник в "Бегишево"

Профессиональный праздник – День Воздушного флота России Международный аэропорт «БЕГИШЕВО» отпраздновал в Доме народного творчества Нижнекамска 17 августа.

Подробнее
20.08.2019
По святыням Волжской Булгарии

Экскурсию для членов профсоюза в Билярск организовала республиканская организация Нефтегазстройпрофсоюза 16 августа.

Подробнее
19.08.2019
25 метров до мишени

Работники ПАО «КАМАЗ» взяли в руки винтовки и вышли на огневой рубеж. Традиционное соревнование по пулевой стрельбе из малокалиберной винтовки провела профсоюзная организация автогиганта в тире МО РОГО «ДОСААФ РТ» 14 августа.

Подробнее
19.08.2019
Первый профессиональный опыт

АО «Казанское ОКБ «Союз» развивает практику трудоустройства детей-подростков сотрудников на период летних каникул. Это позволяет ребятам с пользой провести лето и приобрести профессиональные навыки.

Подробнее
19.08.2019
"Я б в рабочие пошел..."

Профсоюзный комитет АО «Казанское ОКБ «Союз» подвел итоги детско-юношеского художественного конкурса «Я б в рабочие пошел…» В нем приняло участие более 25 рисунков, но для дальнейшего участия на этапе, организуемом Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, были отобраны только 6 лучших работ.

Подробнее
19.08.2019
Экскурсия по кузнице кадров ПАО "КАМАЗ"

Профлидеры изучили мастерские по подготовке специалистов рабочих профессий и пообщались с преподавателями учебного центра.

Подробнее
19.08.2019
К труду и обороне готовы!

Председатель Федерации профсоюзов Республики Татарстан Елена Кузьмичева, а также заместитель председателя Марат Гафаров приняли сегодня участие в совещании по реализации Всероссийского физкультурного комплекса ГТО в РТ, прошедшем в министерстве спорта республики.

Подробнее
Все новости


Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007-2019
420012, г. Казань, ул. Муштари, д. 9, E-mail: official@proftat.ru, official16@yandex.ru