Главная / Новости Федерации профсоюзов РТ
09.08.2019
Рынок такси в ожидании худшего
Сейчас в России нет отдельного закона, который бы регулировал работу такси. Все правила сосредоточены в разных нормативно-правовых документах. В конце июля в законопроект, который должен урегулировать эту отрасль, внесли очередные поправки. То, как они скажутся на рынке, обсудили 8 августа на VII Международном Евразийском форуме. Кто сейчас работает в такси и как может измениться ситуация — разбирались «Известия».

Миграция таксистов

За последние годы услуги такси в России стали значительно доступнее и популярнее. Только в столице каждый рабочий день сервисом пользуется 760 тыс. человек. Средняя стоимость поездки при этом, по данным департамента транспорта Москвы, снижается.

Правда, не обходится и без негатива. Как отмечает СЕО трансферной компании GetTransfer Александр Сапов, «Количество дорожно-транспортных происшествий с водителями такси увеличилось на 15%. Основными причинами называют нарушение режима труда и отдыха, низкую квалификацию водителей. В качестве основной санкции для правонарушителей предполагается выплата штрафа в размере 5 тыс. рублей, но такая мера зачастую является недостаточным аргументом для таксистов, работающих нелегально. Нередко им проще заплатить относительно небольшую сумму, чем выполнять требования законодательства».

Увеличить количество такси позволило появление онлайн-агрегаторов. Сейчас более 80% заказов делается через их приложения. Самим водителям подключиться к ним легко. Водители со статусом индивидуального предпринимателя могут сделать это напрямую, просто направив агрегатору заявку. Остальные устраиваются в таксопарки, которые сотрудничают с агрегаторами.

Согласно действующему законодательству работать в такси может фактически каждый со стажем вождения более трех лет и лицензией. Лицензия выдается на пять лет, и не на водителя, а на автомобиль. Специалисты отмечают, что ряд предприятий получив такие разрешения на принадлежащие им транспортные средства, впоследствии передают их вместе с автомобилем в аренду третьим лицам, в том числе нелегальным мигрантам. Получить компенсацию от компании — собственника автомобиля в случае ДТП становится практически невозможно — там ссылаются на передачу автомобиля во владение другому лицу, а сам водитель быстро выезжает за пределы Российской Федерации.

В 2016 году полиция Москвы провела профилактическую операцию «Такси», показавшую, что наибольшее количество нарушений совершалось именно водителями-мигрантами. Более того, из 173 тыс. проверенных водителей 902 человека раньше привлекались к уголовной ответственности за убийство, изнасилование, захват заложников.

Желательно, но не обязательно

Проверка личности водителя остается пока целиком на усмотрение самих агрегаторов. Как отмечает директор юридической службы «Единый центр защиты» Константин Бобров, зачастую для того, чтобы стать таксистом, достаточно просто прийти в офис и сказать, что хочешь работать в такси. «С точки зрения полулегальной работы с агрегатором, подписывается договор оказания информационных услуг, на телефон устанавливается приложение, и можно ехать. На такую работу, наверное, могут не взять человека, который разве что совсем русский язык не знает», — объясняет эксперт.

Проблематично и зафиксировать режим работы и отдыха водителя. Большинство водителей работают на арендованных автомобилях, платить за которые нужно вне зависимости от реальной выручки. В результате водители вынуждены проводить за рулем по 12 часов и более. Контролировать переработки агрегаторы не могут. «Таксопарки сотрудничают не только с нами, но и с другими сервисами заказа такси, мы не может следить за тем, что делает водитель, когда не выполняет заказы нашего сервиса: отдыхает, принимает заказы других агрегаторов или работает «от борта», — рассказывает «Известиям» представитель «Яндекс.Такси».

Чтобы урегулировать этот момент, в начале августа «Яндекс.Такси» совместно с разработчиком систем компьютерного зрения VisionLabs заявили о том, что протестируют систему мониторинга усталости водителей с помощью камеры на лобовом стекле. По лицевым точкам она будет фиксировать длительность и частоту моргания и зевания, если «показатель усталости» будет превышен, то система подаст звуковой сигнал и ограничит доступ водителя к заказам.

Пока же основным инструментом контроля качества работы водителей остается оценка поездки пассажиром. Она влияет на рейтинг водителей и службы в целом. В случае, если показатель опускается ниже определенного уровня, агрегатор может отключить таксиста от заказов.

Системны ли решения?

Законопроект, который решил бы все эти проблемы, разрабатывают уже давно. Его вносили в Государственную думу еще в 2015 году, там он пролежал пару лет, и летом 2018 года был признан морально устаревшим. Сейчас законопроект с поправками вновь проходит обсуждения. Документ предлагает ряд мер, направленных на ужесточение требований к водителям и к порядку оказания перевозок. Многие из них, по мнению специалистов, нереализуемы, поскольку игнорируют уровень развития цифровых технологий. В частности, законопроект предполагает запрет агрегаторам на передачи заказов водителям без лицензии. «Запрещать можно что угодно, вопрос в том, как вы проконтролируете, — напоминает депутат Государственной думы Александр Старовойтов. — Я за то, чтобы агрегатор нес за это ответственность, но как он должен узнать, что лицензия водителя больше не действительна? Когда соответствующие органы принимают решение о ее изъятии, они же в буквальном смысле ее забирают. Нигде не сказано, что эти органы должны в онлайн-порядке извещать кого-то о своем решении».

Серьезный резонанс вызвали предложения запретить принимать на работу водителей без российского гражданства и выданных в РФ водительских прав и требование установить в автомобилях тахографы для контроля режима труда и отдыха водителей. Эти меры, уверены специалисты, только приведут к росту цен. «Проблема не в том, что в такси работают выходцы из ближайшего зарубежья, а в том, как они получали права, знают ли русский язык и как управляют транспортным средством. Если у нас с завтрашнего дня на 70% таксистов станет меньше, потому что мы запретим им работать, то сколько мы будем ждать машину, час? Я считаю, пусть работают иностранцы, но с правами российского образца, знанием русского языка и правил дорожного движения», — говорит Старовойтов.

Обязательное наличие в такси тахографа также негативно скажется на рынке, поскольку предполагает значительные затраты и на покупку устройства, и на его установку. Эксперты опасаются, что это вызовет не только повышение тарифов, но и рост теневого сектора.

Вариантом решения проблемы, по мнению Старовойтова, может стать создание автоматизированной информационной системы, в которую будут занесены данные о всех разрешениях, выданных в стране. «Если в автоматизированную систему субъекты будут выгружать данные по всем выданным разрешениям, то агрегатор в цифровом режиме сможет у видеть, действующая у водителя лицензия или нет. Кроме того, вне зависимости от того, в какой системе получен заказ, система сможет вести отсчет рабочего времени и по его истечении заблокировать получение заказа от любого агрегатора. И всё это без дополнительной финансовой нагрузки на саму отрасль», — предлагает депутат.

Источник: Известия


Назад |  Версия для печати
 
Новости Федерации профсоюзов РТ
11.12.2019
Мир КАМАЗ глазами ребенка

К «50-летнему юбилею «КАМАЗа» профсоюзный комитет Департамента управления производством организовал конкурс рисунка на тему «Мир глазами ребенка» среди детей сотрудников.

Подробнее
11.12.2019
Чемпионы "Нижнекамскнефтехима" по волейболу

В спортивном зале «Факел» состоялись заключительные игры первенства ПАО «Нижнекамскнефтехим» по волейболу среди мужских команд 1 лиги (1 группа).

Подробнее
11.12.2019
Движение вверх

III этап соревнований по настольному теннису и стритболу в сфере обслуживания и промышленности в рамках Спартакиады “Здоровье-2019” прошел на территории спорт комплекса “Биектау”.

Подробнее
11.12.2019
Уполномочены быть лучшими

Конкурс уполномоченных по охране труда впервые провели на ОАО «Казанский завод «Электроприбор». Организаторами его выступили профсоюзный комитет завода и служба охраны труда и промышленной безопасности.

Подробнее
11.12.2019
Достойные соперники. Честная победа

На ОАО «Казанский завод «Электроприбор» по сложившейся традиции в декабре состоялся заводской конкурс профессионального мастерства. За звание «Лучший по профессии» боролись токари, фрезеровщики, сверловщики, шлифовщики, электросварщики ручной сварки, электромонтажники-схемщики. 

Подробнее
11.12.2019
Принят новый коллективный договор

6 декабря на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова – филиале ПАО «Туполев» прошла конференция трудового коллектива по итогам выполнения коллективного договора, принятого на 2017-2019 годы, а также принятию нового Коллективного договора на 2020 год.

Подробнее
11.12.2019
Российская неделя здравоохранения-2019

Заместитель начальника Санаторно-курортного управления Федерации профсоюзов РТ Дмитрий Антонов принял участие в Международном научно-практическом форуме «Российская неделя здравоохранения», который состоялся в начале декабря в Москве.

Подробнее
Подписка на «Новое слово» онлайн

Уважаемые коллеги! В период досрочной и основной подписных кампаний Почты России подписаться на газету Федерации профсоюзов РТ «Новое слово» можно онлайн прямо здесь.

Подробнее
10.12.2019
Выбран председатель Молодежного совета

10 декабря в Малом зале Казанского Дворца труда состоялось заседание Молодежного совета Федерации профсоюзов РТ при участии главы татарстанских профсоюзов Елены Кузьмичевой. Ключевым в повестке дня заседания стал вопрос избрания председателя.

Подробнее
10.12.2019
Обсудили вопросы взаимодействия

Председатель Татарстанской республиканской организации Профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ Ольга Калашникова приняла участие в заседании совета при управлении Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, состоявшемся 10 декабря.

Подробнее
10.12.2019
POZIS помогает выбрать профессию

Более 100 воспитанников из социальных приютов и детских домов посетили компанию POZIS в рамках профориентационной акции «Моя профессия».

Подробнее
10.12.2019
Признаны лучшими

На очередном заседании профсоюзного комитета ППОО АО «Казанское ОКБ «Союз» Почетной грамотой Центрального комитета Профсоюза за активную и плодо-творную работу по защите трудовых и экономических прав интересов трудящихся были отмечены лучшие работники организации.

Подробнее
10.12.2019
Заслуженный машиностроитель - токарь ЗМЗ

Премьер-министр Республики Татарстан Алексей Песошин вручил государственную награду токарю 5 разряда цеха 438 Ильдусу Фатихову. За заслуги в профессии ему присвоено почетное звание «Заслуженный машиностроитель Республики Татарстан».

Подробнее
10.12.2019
Конкурс молодых профессионалов

Конкурс профессионального мастерства среди молодежи прошел на площадке АО «КМПО» в конце ноября. Работникам он дал возможность проявить свои профессиональные качества, а руководителям — разглядеть талантливых специалистов.

Подробнее
10.12.2019
Всероссийский молодежный профсоюзный форум

С 4 по 7 декабря в Сочи проходил Всероссийский молодежный профсоюзный форум ФНПР. В работе форума принимали участие около 300 молодых профсоюзных лидеров России в возрасте от 18 до 35 лет. 

Подробнее
10.12.2019
Заряд энергии боулинга

Совет молодежи АО «КМПО» часто проводит соревнования по боулингу. Отрадно, что при поддержке администрации и профсоюзного комитета ребята Зеленодольского машиностроительного завода тоже участвуют в этих соревнованиях.

Подробнее
09.12.2019
Сроки хранения документов по охране труда

В Техническую инспекцию труда ФПРТ часто поступают обращения о сроках хранения документов по охране труда. Данный вопрос актуален при внедрении на предприятии Системы управления охраной труда, организации внутреннего аудита по охране труда, а также в случае подготовке к проверке, осуществляемой органами государственного надзора.

Подробнее
09.12.2019
Техинспекция труда ФПРТ информирует

2 декабря начал действовать закон, уточняющий перечень лиц, которые получат страховые выплаты в случае смерти работника в результате несчастного случая на производстве.

Подробнее
09.12.2019
Первопроходцы электрификации Татарстана

Исполнилось 150 лет со дня рождения первого директора-инженера общества «Газ и электричество города Казани» Григория Соколовского. В 2020 году энергетики нашей страны будут праздновать 100-летие принятия Государственного плана электрификации России.

Подробнее
Все новости


Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007-2019
420012, г. Казань, ул. Муштари, д. 9, E-mail: pressa-fprt@mail.ru, gazeta-proftat@yandex.ru