Версия сайта для слабовидящих
  • Новости Федерации профсоюзов Республики Татарстан
  • Визитная карточка
  • Организационная работа
  • Социальное партнерство
  • Социальное развитие
  • Правозащитная работа
  • Охрана труда
  • Молодежный совет
  • Профсоюзное обучение
  • Санатории ФПРТ
  • Пресс-Центр
  • Профсоюз - союз сильных
  • Газета «Новое слово»
  • Музей истории профсоюзов РТ
  • Конкурсы
  • Интернет-приемная
  • Ответы на вопросы
  • Контакты
  • Членские организации
  • Старая главная
  • Старая версия сайта
    г. Казань, ул. Муштари, д.9
    +7 (843) 236-93-14
    30.03.2022

    Малый и средний бизнес - это наиболее гибкая и наиболее адаптируемая к санкциям часть экономики. Именно малые и средние предприниматели в условиях серьезного нарушения привычных экономических цепочек и связей могут гораздо быстрее больших неповоротливых структур восполнять товарные и технологические "разрывы". Они меньше крупных компаний зависят от прямого санкционного давления, более динамичны в использовании трудовых ресурсов и создании при необходимости новых форм занятости. Они не скованы в своих действиях нагромождением внутренних административных процедур и непропорционально большим административным аппаратом. Они гораздо быстрее реагируют на любые изменения рыночной конъюнктуры, меняют контрагентов, могут гибко регулировать занятость. В принципе, они даже основной профиль могут менять гораздо быстрее - перестраивая производственный процесс и логистику.

    Конечно, происходящее в той или иной мере затрагивает всех, но такие предприятия слишком мелкий и неинтересный объект для тех, кто разрабатывает прямые санкционные ограничения. Малый и средний бизнес в силу своих особенностей действительно может стать определенным "якорем стабильности" в условиях крайне нестабильной ситуации.

    МСП сегодня в целом достаточно значимое понятие в экономике. Это 20,8% в ВВП страны и 27% общего числа занятых. Безусловно, цифры скромнее аналогичных показателей ведущих экономик, но это действительно заметный фактор нашего экономического развития. В то же время именно его "размер" и специфика делают его более уязвимым для нарастающей инфляции издержек и фактического закрытия доступа к кредитным ресурсам. Он может "заместить" уходящих гигантов, но его "запасы" гораздо скромнее. Если они вообще есть. И в этой ситуации государство действительно может играть ключевую роль, если его приоритеты - сохранение и развитие отечественного производственного сектора и рынка труда.

    Сегодня при общей "кризисной" конъюнктуре у государства существует достаточно большой запас прочности за счет "кризисного" рынка энергоносителей. Такая ситуация позволяет не только стабилизировать бюджет, но и дает возможность для создания максимально благоприятных условий для развития стабилизирующих экономику малых и средних предприятий.

    Снижение ставки социального налога до уровня 15% со всей базы оплаты труда, НДС для производственных компаний до уровня 10% и введение на определенный период нулевой ставки по налогу на имущество - не выглядят сегодня мерами радикальными или невозможными. С другой стороны - они позволяют серьезно компенсировать нарастающие издержки и обеспечить устойчивость МСП в текущих условиях. А доступные кредитные ресурсы под 5% годовых дадут им возможность проявить свои самые гибкие качества в полной мере, поскольку станут тем самым инвестиционным капиталом, который обеспечивает развитие.

    Это не ведет к существенным бюджетным потерям в чистом виде, но позволяет бизнесу выполнить в экономике ту роль, к которой он собственно призван: быстро занять те ниши и заместить те необходимые товары, которые по тем или иным причинам сейчас ушли с рынка. Более того, государству вполне по силам взять под жесткий контроль тарифы естественных монополий, "вклад" которых в производственные издержки непропорционально и совершенно необоснованно велик. И конечно, снижение уровня административной нагрузки - мера, вообще не требующая от государства радикальных "финансовых" усилий.

    По сути, об этих "китах" развития МСП мы говорим уже не один год. Налоги, доступные кредиты, тарифы, административное давление - стали уже своеобразной "мантрой". Также довольно давно, и даже без относительно к текущим событиям, мы говорили об ощутимой трансформации мировой экономики, в условиях которой именно МСП могут выступить фактором надежной стабилизации и развития при глобальной "перекройке и перестройке".

    Тогда в надежде на прочную мировую экономическую интеграцию и доминирующую роль глобальных корпораций все это воспринималось не особенно серьезно. Но теперь самое время посмотреть на эти предложения совсем другими глазами. Тогда это воспринималось как бесконечный "плач" несерьезного бизнеса, который упорно пытался сделать что-то свое. Сегодня - это реальная возможность для развития экономики в новых условиях с опорой на это самое отечественное производство и отечественный бизнес.

    Малые предприятия могут играть заметную роль в производстве продуктов питания, довольно широкого спектра различных технологических компонентов, в производстве строительных материалов, в транспортной логистике, в секторе IT-услуг, конечно. И это далеко не полный перечень. Дело же не в том, что нам кто-то что-то не привезет, а в том, что мы быстро сможем сделать сами, с кем можем быстро решить проблемы поставок и кому сможем продать товар с большой добавленной стоимостью и экспортным потенциалом.

    Источник: Российская газета

    phone
    Самые важные
    новости в Telegram-
    канале «Профсоюзы
    Татарстана»
    Подписаться