Общественники завершили всероссийский автопробег против коррупции, поводом для которого стало задержание за взятки начальника ГИБДД Ставрополья Алексея Сафонова, который, по данным следствия, обложил данью водителей большегрузов. Участники тура в общей сложности преодолели 13 тыс. километров, побывав в более чем 20 регионах страны. Они выявили грубые нарушения на пунктах весового контроля грузового автотранспорта, а также проанализировали полученные сведения о суммах взяток, которые системно собираются с водителей. Итоги автопробега Znak.com озвучил президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
Автопробег начался в конце августа в Московской области, далее по маршруту были Нижний Новгород, Казань, Пермь, Челябинск, Екатеринбург, Уфа, Самара, Саратов, Воронеж, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар, Симферополь и другие города. Общественники проводили встречи на стоянках с дальнобойщиками, проверяли посты ГИБДД и Ространснадзора, автоматические пункты весового контроля, а также проводили круглые столы.
По результатам поездки были направлены 115 обращений о выявленных нарушениях и масштабах взяточничества в Следственный комитет, МВД, прокуратуру, администрацию президента РФ и другие госорганы. Получилась своего рода «карта коррупции» на дорогах страны.
По статистике единовременная плата за проезд через пост ГИБДД в России для законопослушных водителей грузовиков составляет сейчас от 200 до 500 рублей. Деньги просто вкладываются в документы, проверяемые инспектором. Если есть нарушения (например, не соблюден режим труда и отдыха или есть перегруз), то придется заплатить от 1,5 до 3 тыс. рублей — в этом случаи «никто ничего проверять не будет», рассказывают участники автопробега.
«Но если, не дай бог, водитель решил попытаться проскочить через пост „зайцем“, такса будет уже в районе 10-15 тыс. рублей. При этом есть регионы, в частности, Краснодарский и Ставропольские края, где нижняя планка таксы выше средней по стране — 1 тыс. рублей», — говорит Матягин.
В каждом регионе, отмечают грузоперевозчики, действуют также системы так называемых «абонементов» — когда деньги передаются определенным структурам за то, чтобы машины без проблем могли проехать через посты весового контроля и ДПС. В этом случае грузовики вносятся в специальную базу, по которой сверяются дорожные инспекторы. Заплатившим мзду могут поставить штамп в путевом листе или выдать визитку, которая будет своего рода пропуском. Суммы взяток варьируются в зависимости от региона.
Месячный пропуск для одной машины может стоить от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. По средним оценкам, общая сумма поборов в России по такой схеме — около 100 млрд рублей в год.