Российские компании наращивают долю временных сотрудников в коллективе. Драйвером найма является торговля. В этой сфере стало нормой увеличивать численность коллектива в пиковые нагрузки. И к таким периодам стали относить все больше ситуаций, что приводит к росту нерегулярной части коллектива компаний.
Спрос на временных сотрудников начал расти с конца 2023 года и продолжается до сих пор. За первую половину года количество вакансий для таких сотрудников выросло на 55%, сообщили в hh.ru. Рост спроса на работников, нанятых на ограниченный срок, прослеживается и в данных Росстата: в первом квартале этого года число таких работников выросло на 9% относительно прошлого года, рассказывает Виктор Ляшок, ведущий научный сотрудник Центра "ИНСАП" ИПЭИ Президентской академии. Но доля временных сотрудников на российском рынке труда пока не превышает 4%, или 2,7 млн человек.
Больше всего таких вакансий стало для продавцов-кассиров - на 122%. Также среди самых востребованных временных профессий курьеры, операторы колл-центров, менеджеры по продажам и водители. С такими соискателями обычно подписывают срочный договор на короткий срок, например, на несколько месяцев.
Раньше временными часто считались сезонные работники, к примеру, их было достаточно много в сельском хозяйстве, строительстве, где основной объем работ приходится на летний период. Также временные сотрудники массово задействованы в сфере туризма, ресторанного и гостиничного бизнеса. На несколько месяцев нанимают горничных, администраторов, официантов и поваров. А также инструкторов, гидов, экскурсоводов, актеров и аниматоров. Сейчас количество сфер деятельности и специальностей, на которых могут быть задействованы временные работники, значительно расширилось. Кроме того, период пиковых нагрузок в этих сферах не приходится на лето.
Теперь временных сотрудников активно нанимают маркетплейсы. Самый востребованный период в этом плане - с сентября по декабрь. Так как перед новогодними праздниками нагрузки увеличиваются и компаниям необходимо нанимать дополнительный персонал.
Востребованность временной работы возрастает и в других сферах. Как временных сотрудников стали нанимать контент-менеджеров, когда увеличивается нагрузка по загрузке новых карточек товаров, к примеру, после выхода новых моделей смартфонов, уточнили в CDEK.Shopping. У таких сотрудников нет стандартного графика работы - они работают в любое время и берут столько карточек, сколько хотят.
Растет наем временных работников, которые до этого традиционно работали на бессрочных трудовых договорах: бухгалтеров, маркетологов, юристов, программистов и других групп высококвалифицированных работников, говорит Ляшок. Это связано с распространением проектной работы, удаленных форматов занятости.