У блогеров и других представителей инфобизнеса может появиться собственный код в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). Это позволит им существовать в легальном поле — в частности, регистрироваться в налоговых органах. 11 декабря на круглом столе в Госдуме появилась рабочая группа, которая займется его разработкой — а он уже будет передан в Росстат, который зарегистрирует новый код. Но пока его нет, блогеры создали саморегулируемую организацию. Она сможет представлять их интересы на уровне государства, а также участвовать в антимонопольных разбирательствах, сообщают «Известий».
Кодом единым
Чтобы инфобизнесмены, коучи и блогеры, продающие свои образовательные услуги в интернете, смогли существовать в правовом поле — регистрироваться в налоговой инспекции — этому виду деятельности необходим отдельный код ОКВЭД. К такому выводу пришли участники круглого стола в Госдуме, который прошел 11 декабря.
Подавая заявление о регистрации, предприниматели указывают такой код и тем самым сообщают госорганам, чем будут заниматься. Но до сих пор у блогеров не было своего отдельного кода, что фактически ставило их вне закона, указывали участники дискуссии — и инфлюенсеры, и представители ведомств. Свидетельством по сути нелегального режима стала волна уголовных процессов в отношении блогеров, которых следственные органы обвинили в мошенничестве и неуплате налогов.
Объем этого рынка в России, по данным за прошлый год, составил 52 млрд рублей, а в 2023-м он, по прогнозам, может достичь порядка 70–80 млрд, заявил на круглом столе сооснователь Ассоциации блогеров и агентств (АБА), управляющий партнер агентства BlackLight Creative Communications Максим Перлин.
— Это очень значительная часть экономики — в разы больше финансовых объемов печатных СМИ и радио. А через пять-семь лет блогеры будут прокачивать через себя объем рекламных денег, сравнимый с телевидением, — полагает он.
Врач и блогер Олег Абакумов добавил, что возбуждение уголовных дел бросает негативный шлейф на индустрию и мешает «устойчивости рынка», уверенности в завтрашнем дне. По словам спикера, в такой ситуации вкладываться в эту индустрию становится всё сложнее. А помощник начальника управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД Юрий Горяинов и вовсе выступил против стигматизации блогинга как вида деятельности. Он отметил, что «у противоправных действий не должно быть специального окраса».
Надежды на ОКВЭД
По данным АБА, в России в 2022 году насчитывалось больше 1 тыс. блогеров с аудиторией свыше 1 млн человек. Уже сейчас на рынке представлен крайне широкий спектр их услуг: лайф-коучинг, деловые тренинги, арт- и перформанс-коучинг, «марафоны желаний». Можно встретить и услуги по ангелотерапии и астропсихологии. Введение кода ОКВЭД не только узаконит всю эту деятельность, но и позволит представителям сферы получать от государства поддержку и льготы, считает глава АБА.
— Блогеров часто называют мошенниками, треш-стримерами и так далее. Но это огромная отрасль, где процент скандалистов не больше, чем в обществе в целом. Поэтому мы хотим установить определенный стандарт на рынке и закрепить его в законодательстве, — пояснил Максим Перлин.
Представитель ФНС отметил, что «специальный режим для инфобизнеса возможен, его нужно обсуждать, настраивать его параметры». По его словам, одна из главных претензий налоговиков к блогерам — искусственное дробление бизнеса.
— Все кейсы, с которыми сталкивались налоговые и правоохранительные органы в последнее время, связаны именно с этим, когда блогер всё время хочет казаться маленьким и дробит свой бизнес, хотя он управляется из единого центра, — сказал он.
Сегодня инфлюенсеры, не зарабатывающие на своих аккаунтах, а ведущие их просто для души или для личных целей (например, самореклама) могут вообще никак не регистрировать эту свою деятельность, поскольку она у них не связана с извлечением прибыли, объяснил юрист, преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School Ефим Казанцев. Но если блог начинает приносить доход, то речь уже идет именно о предпринимательской деятельности, а значит, нужно получить какой-либо юридический статус, платить налоги и сдавать отчетность.
— Здесь блогерам доступны варианты самозанятости, а также регистрации ИП или юридического лица. Выбор конкретной юридической формы ведения предпринимательской деятельности зависит главным образом от оборотов, — рассказывает собеседник «Известий».
В случае, если человек зарабатывает до 2,4 млн рублей в год, он может получить статус самозанятого. Но если его годовой доход будет больше, лучше подойдет статус индивидуального предпринимателя или регистрация юридического лица.
Совладелец корпорации «Технониколь» Игорь Рыбаков назвал эту сферу «курицей, несущей золотые яйца» и отметил, что ее влияние на политику и экономику будет только возрастать. Он призвал закрепить понятия «инфобизнесмен» и «коуч» на законодательном уровне и регулировать блогеров через их вхождение в различные ассоциации. По его мнению, лицензирование вместе с введением кода «создаст точку устойчивости и безопасности» для всех участников рынка.