Версия сайта для слабовидящих
  • Новости Федерации профсоюзов Республики Татарстан
  • Визитная карточка
  • Организационная работа
  • Социальное партнерство
  • Социальное развитие
  • Правозащитная работа
  • Охрана труда
  • Молодежный совет
  • Профсоюзное обучение
  • Санатории ФПРТ
  • Пресс-Центр
  • Профсоюз - союз сильных
  • Газета «Новое слово»
  • Музей истории профсоюзов РТ
  • Конкурсы
  • Интернет-приемная
  • Ответы на вопросы
  • Контакты
  • Членские организации
  • Старая главная
  • Старая версия сайта
    г. Казань, ул. Муштари, д.9
    +7 (843) 236-93-14
    16.03.2022

    С 22 февраля страны Запада ввели против России около 3 тысяч новых санкций - почти столько же, сколько действовало с 2014 года. О приостановке деятельности или уходе с рынка объявили свыше 200 иностранных компаний, и каждый день этот список растет. Из-за транспортных, финансовых и банковских ограничений в затруднительном положении могут оказаться и предприятия, не находящиеся под санкциями. Все это создает массу проблем во всех отраслях российской экономики, есть риск роста безработицы и снижения доходов россиян. Президент и правительство уже приняли ряд мер, чтобы поддержать экономику и граждан, и продолжают оперативно реагировать на ситуацию. Как обстоят дела после ввода санкций в промышленности и сельском хозяйстве, “Солидарности” рассказали председатели отраслевых профсоюзов России.

    ВПК, ТЯЖЕЛАЯ И ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

    Под санкции подпали “Уралвагонзавод” и корпорация “Тактическое ракетное вооружение”, “Ростех” и входящие в него “Оборонпром” и “Рособоронэкспорт”, ОАО “Станкоинструмент”, концерн “Калашников”, Тульский оружейный завод, НПК “Технология машиностроения”, ОАО “Высокоточные комплексы”, ПО “Севмаш” и другие.

    Андрей Чекменев, председатель Российского профсоюза работников промышленности:

    - Если санкции становятся такими всеобъемлющими, то приходится перенастраивать производство, которое, к сожалению, во многом завязано на поставки комплектующих из-за рубежа. Это требует дополнительных средств и времени. Опыт такой есть, мы уже проходили через это в 2008 и 2014 годах. Но если тогда мы все-таки что-то получали из Европы, то теперь этого лишены. Будем выкручиваться, другого варианта у нас нет, потому что производство, особенно военно-промышленный комплекс, должно в любом случае поддерживаться. Естественно, когда на предприятия ложится дополнительная избыточная нагрузка, это отражается на людях, и экономика предприятий начинает страдать. Например, планы по увеличению зарплат становится сложнее осуществить. Еще прошло мало времени, и все предприятия пока работают в обычном режиме. Есть сложности с легкой промышленностью, но они были и до введения санкций. Если раньше предприятиям было тяжело тянуть кредиты под 10 - 12% годовых, то сейчас придется брать под 25%. Многие швейные, текстильные предприятия находятся именно в таком положении, выживая из последних сил, закредитованные, в предбанкротном состоянии. Ситуация там сложная была всегда, а в связи с санкциями она усугубилась. Мы обратились в Минпромторг и правительство, нам обещают заняться решением этой проблемы.

    АВИАСТРОЕНИЕ

    В приложении к ограничительным мерам Евросоюза в отношении России оказались упомянуты все основные производители авиатехники и комплектующих для нее. Это “РТ-Химкомпозит” (производитель композитного крыла для нового российского самолета МС-21), корпорация “Иркут”, Казанский авиазавод, авиазавод в Комсомольске-на-Амуре (делает SSJ-100), ТАНТК им. Бериева (производитель самолета-амфибии Бе-200), консолидатор российского авиапрома ОАК (входит в “Ростех”), “Вертолеты России”, “Гражданские самолеты Сухого”, “Туполев”, структуры Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, также входит в “Ростех”) и другие. ЕС ввел эмбарго на поставки в Россию товаров и технологий, которые используются в авиационной и космической отраслях, и запрет на страхование и техническое обслуживание таких товаров, запрет продавать России новые самолеты и запчасти к ним.

    Алексей Тихомиров, председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности:

    - Кроме того, что происходило и до введения санкций в феврале этого года, ничего не происходит. Работа есть, она идет в обычном режиме, ведется работа по импортозамещению. Перед отраслью сейчас стоит первоочередная задача - наладить выпуск отечественных самолетов с отечественными комплектующими. Каких-то кардинальных изменений в работе из-за санкций пока на предприятиях авиационной промышленности не возникло.

    “А”-СПРАВКА

    По данным агентства “Авиапорт”, импортозамещение комплектующих SSJ-100 и МС-21 должно произойти в 2023 году, версии с российскими двигателями - не ранее 2024 года. Двигатель ПД-14 для самолета МС-21 уже сертифицирован в России, российское композитное крыло для него должно быть одобрено в 2022 году.

    АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ

    К санкциям в отношении России присоединились многие крупные автоконцерны. Одни приостановили работу в стране, другие - поставки. Концерн Stellantis, владеющий брендами Jeep, Opel, Citroen и Peugeot, собирается перенести свой завод из Калужской области или ограничить объемы производства в России. Ранее в Калуге из-за перебоев с комплектующими остановился завод Volkswagen. В санкционный лист ЕС попал крупнейший российский производитель грузовиков КамАЗ. Главная проблема ожидается с автомобильными чипами, мировое производство которых контролируют пять крупнейших компаний: голландская NXP, немецкая Infineon, японская Renesas, американская Texas Instruments и швейцарская STMicroelectronics.

    Андрей Фефелов, председатель профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ:

    - Естественно, есть проблемы, с которыми сегодня столкнулись предприятия. Но есть надежда, что все наладится, вопрос лишь времени. Руководители предприятий автомобильного машиностроения прилагают усилия, чтобы решить проблемы логистики. За последние годы было сделано очень много в направлении импортозамещения. Конечно, не все, но по крайней мере процентов на 70 - 75. Условия, в которые мы сегодня попали, не должны нас пугать, на нашем веку много чего было. Работодатели заверяют, что они смогут сохранить коллективы. Уверен, что так и будет: мы прошли пандемию и вышли окрепшими. Наверное, предстоит затягивание поясов, но в целом производственные задачи будут выполнены, сохранены коллективы. Основные вопросы, которые нас волнуют, - занятость и заработная плата. У всех предприятий есть план действий. Так, остановка АвтоВАЗа была вызвана решением вопроса логистики для доставки комплектующих. Есть определенные опасения, что заводы могут приостанавливать работу, но все генеральные директора смотрят с надеждой в будущее. У работников также есть понимание, что это вынужденные меры. Ситуация меняется каждый день. Мы держим руку на пульсе. Да, АвтоВАЗ, “Фольксваген” встали (АвтоВАЗ планирует с 14 марта возобновить работу по сборке Lada Granta и Niva. - "А"), КамАЗ и ГАЗ работают, но там есть задел по наличию комплектующих. Правительство РФ делает все, чтобы все наши компании развивались, чтобы работники чувствовали себя уверенно.

    ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

    ЕС ввел санкции на поставки в Россию оборудования для нефтепереработки, включая агрегаты для производства ароматических углеводородов, реакторы гидрокрекинга, технологии производства водорода, установки полимеризации, термического крекинга и так далее. Российские фармацевтические компании столкнулись с нехваткой импортного сырья и компонентов. И хотя санкции не коснулись фармкомпаний напрямую, невозможно доставить сырье из Европы и произвести за него оплату. Минпромторг рекомендовал российским производителям химикатов остановить экспорт в другие страны. Речь идет прежде всего об удобрениях. Также рекомендовано остановить поставки в страны ЕС метанола и его производных: пентаэритрита и уротропина, которые используются для производства пластмасс, синтетического каучука и бытовой химии.

    Александр Ситнов, председатель Российского профсоюза работников химических отраслей промышленности:

    - Пока рано подводить какие-то итоги, только сейчас становится понятно, где нарушается цепочка поставок. На следующей неделе мы будем обсуждать неотложные меры по обеспечению стабильной работы предприятий и организаций химического комплекса России на уровне РСПП и Союза химиков, в состав которого входит и наш профсоюз. Мы создали у себя в отрасли оперативный штаб по антикризисным мерам, я тоже туда вхожу, так как являюсь вице-президентом Российского союза химиков по социальным вопросам. Да, есть проблемы, и некоторые стали ясны сразу после начала военной спецоперации ВС РФ на Украине. Например, предприятие “Тольятти-Азот” перекрыло аммиакопровод, который шел на Украину, так как он мог представлять большую опасность. Но к аммиакопроводу были подключены и наши предприятия в Воронежской области.

    Это были первые “ласточки”. Мы прекрасно понимаем, что смягчить и отразить этот удар будет не так просто, но держим ситуацию на контроле, понимая, что это все очень серьезно, эти санкции надолго и потребуют перестройки нашей промышленности и наших отраслей. Есть и другие вопросы. Так, Минпромторг не рекомендовал поставлять на экспорт минеральные удобрения. Но куда их девать? Все склады сейчас заполнят под завязку. Значит, предприятия будут вынуждены остановиться, потому что производство было экспортоориентированным, отечественным сельхозпроизводителям столько продукции не нужно. Но сейчас поставкам на экспорт мешает еще и нарушенная логистика.

    Надеюсь, что через неделю будет более понятно, что нужно делать, чтобы организовать стабильную работу наших предприятий, многие из которых - непрерывного цикла. Ведь запуск остановленных агрегатов проходит с большими потерями. Поэтому важно обеспечить стабильную работу, пусть даже не на полную мощность, и понять, что делать с продукцией. Еще сейчас идет строительство новых комбинатов, вложено много инвестиций. Что с этим делать - замораживать стройки? Ведь деньги сейчас точно будут нужны на другое? Мы пока не в состоянии оценить ситуацию, но ясно, что все это всерьез и надолго. А значит, надо серьезно к этому подходить. Радует хотя бы то, что на сегодня не было заявлений о том, что работодатели ставят под сомнение отраслевое тарифное соглашение или коллективные договоры из-за сложности ситуации.

    СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

    Санкции США и Европы пока не затрагивают сельхозпроизводителей напрямую, однако влияют на отрасль косвенно. Так, самая молочная голштинская порода коров завозится из США и Европы, так как в России не приживается. До 70% яиц для разведения птицы импортные. Комбикорма Россия производит сама, но витаминные добавки закупают в основном в Европе. Доля семян зарубежной селекции в российском АПК к 2020 году достигла по кукурузе 58%, подсолнечнику - 73%, сахарной свекле - 98%.

    Наталья Агапова, председатель профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ:

    - Пока введенные санкции никак не сказываются на предприятиях АПК. Как они скажутся через какое-то время, неясно. Информации, что какие-то компании приостановили работу, нет. Есть заявления иностранных компаний о приостановке работы. Сегодня (11 марта. - "А") должно состояться собрание в Danon. Что касается Pepsi u Coca-Cola, там членство в профсоюзе мизерное, так как руководство компаний вело антипрофсоюзную политику.

    Могу сказать, что меры, которые принимает правительство, обеспечат бесперебойную посевную и все сельхозработы: сохраняется льготное кредитование, увеличивается финансирование. Хлебопекам дополнительно выделили 2,5 млрд рублей. Всех нас волнуют, конечно, цены на продовольствие, но работают межведомственные комиссии, рабочие группы, которые держат ситуацию на контроле. Опыт пандемии показывает, что все меры, принятые в тот период, успокоили граждан, и никакого ажиотажа с продовольствием не было. Что касается отраслей, которые нас обеспечивают минеральными удобрениями, вчера (10 марта. - "А") на совещании президент еще раз сказал, что мы не должны допустить увеличения цен на минудобрения на внутреннем рынке. Есть некоторая зависимость нашего сельского хозяйства от импортных семян. Но Минсельхоз и Минпромторг отслеживают ситуацию. Уже началась посевная в Южном федеральном округе и частично на Северном Кавказе. Они обеспечены всем необходимым. У правительства есть понимание, что нужно делать для поддержки АПК. Поэтому на сегодня ситуация в отрасли стабильная.

    “А”-СПРАВКА

    Согласно постановлению правительства РФ № 280 от 03.03.2022, для предпринимателей, которые занимаются производством и переработкой сельхозпродукции, будет действовать механизм льготного кредитования. Аграрии получат право отсрочки по льготным инвестиционным кредитам, срок договоров по которым истекает в 2022 году. Предприятия из сферы АПК получат финансовые гранты, которые позволят им быстрее внедрять конкурентоспособные технологии в сельском хозяйстве. В первую очередь поддержку получат аграрии, которые занимаются животноводством, виноградарством, селекцией и семеноводством масленичных культур.

    Источник: Центральная профсоюзная газета «Солидарность»