Экономические последствия пандемии Covid-19 побудили 35% российских компаний снизить своим сотрудникам зарплату. Около четверти предприятий пошли на снижение штата в целях оптимизации. И только 7% компаний не сделали никаких ответных шагов из-за экономического кризиса. Самыми популярными мерами сохранения ликвидности были сокращение рекламного бюджета и переход на удаленку. Около половины компаний малого и среднего бизнеса работают в том же режиме, что и до карантина, об этом сообщает ТАСС со ссылкой на исследование банка «Открытие».
Чуть меньше трети – 29% опрошенных – ответили, что их бизнес уже восстановился или не претерпел никаких потерь в период карантинных мер. Для 44% респондентов карантин обернулся последствиями средней степени тяжести – по собственным прогнозам им потребуется год на восстановление. 7% участвовавших в опросе закрыли бизнес.
Наиболее серьезными проблемами для малого бизнеса стало снижение покупательской способности населения, падение спроса, истощение клиентской базы. Треть компаний, по данным исследования, получили отказ на заявки о господдержке, а воспользоваться ими смогла только четверть субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). 24% респондентов брали кредиты.
Две три опрошенных предпринимателей ожидают вторую волну пандемии, в том числе 52% считают, что это произойдет в следующие три месяца. При этом 61% респондентов готовы к введению нового карантина, но накопления, которые бы позволили минимизировать ущерб для бизнеса, имеют только 40% компаний. Примерно треть предприятий, по оценкам их владельцев, не сможет пережить вторую волну.
Опрос проводился банком «Открытие» среди индивидуальных предпринимателей, руководителей и владельцев МСП с выручкой до 3 млрд рублей в год. В опросе представлены все основные отрасли: и наиболее пострадавшие, имеющие право на господдержку, и другие.