• Новости Федерации профсоюзов Республики Татарстан
  • Визитная карточка
  • Организационная работа
  • Социальное партнерство
  • Социальное развитие
  • Правозащитная работа
  • Охрана труда
  • Молодежный совет
  • Профсоюзное обучение
  • Санатории ФПРТ
  • Пресс-Центр
  • Профсоюз - союз сильных
  • Газета «Новое слово»
  • Музей истории профсоюзов РТ
  • Конкурсы
  • Интернет-приемная
  • Ответы на вопросы
  • Контакты
  • Членские организации
  • Старая версия сайта
    г. Казань, ул. Муштари, д.9
    +7 (843) 236-93-14

    Коронавирусный кризис, обваливший доходы россиян рекордно с 1999 года, а объем ВВП - на максимальную за 11 лет величину, обернулся новым витком усиления бюрократически-силового крена российской экономики. Оборонные производства и структуры госуправления оказались неуязвимы к рецессии второго квартала, отбросившей реальный размер ВВП РФ на уровни 2011 года, следует из данных Росстата

    Практически фронтальный экономический спад обошел стороной сектор «государственного управления и обеспечения военной безопасности», в котором объем добавленной стоимости не только не сократился, но даже вырос - на 2,6%. Причем темпы роста по сравнению с докризисным первым кварталом (1,4%) темпы роста ускорились.

    В целом госсектор внес отрицательный вклад в ВВП - просели образование, здравоохранение, указывает экономист Райффайзенбанка Станислав Мурашов. Показать рост на фоне обвала основной части экономики смог именно сегмент государственного управления, отмечает он: то есть бюрократический аппарат, численность которого по сравнению с 1990-ми выросла более чем вдвое.

    На фоне обвала нефтегазовых доходов и рекордного с 2016 года дефицита бюджета правительство не стало сокращать расходы на силовиков и чиновников. По данным Минфина за январь-август, финансирование статьи «национальная оборона» выросло на 188 млрд рублей, до 2,017 трлн рублей. На национальную безопасность и правоохранительную деятельность бюджет выделил 1,301 трлн рублей - на 119 млрд рублей больше, чем год назад. Росгвардия получила 14 млрд рублей дополнительного финансирования, органы МВД - 34 млрд рублей, спецслужбы (органы безопасности) - 16 млрд.

    Статья «общегосударственные вопросы», в которую зашиты расходы на аппарат органов госвласти, увеличилась на 147 млрд рублей. Финансирование администрации президента подскочило на треть, до 19,2 млрд рублей, бюджет МИДа вырос на 20 млрд рублей, судебной системы - на 10 млрд.

    Помимо госсектора заработать на кризисе, согласно Росстату, удалось банковской системе: ее вклад в ВВП также оказался положительным, а добавленная стоимость, созданная в секторе, выросла на 6,1%. Объяснить этот результат сложно, особенно на фоне заметного падения прибыли банков в кризис, а также реализации существенной волны рисков в страховом сегменте, говорит Мурашов.

    «Впрочем, бухгалтерская прибыль и изменение добавленной стоимости - вещи разные, возможно, вклад финансового сектора в большей степени произошел за счет роста кредитного риска. Иными словами - значительная часть вклада финансового сектора в ВВП зависит от того, насколько ставки по кредитам отличаются от ключевой ставки, чем выше эта разница, тем «дороже» услуги финансового посредничества и тем выше «польза» банковского сектора для ВВП», - отмечает эксперт.

    Источник: Finanz