В вузах страны завершен очередной набор на "цифровые кафедры" (ЦК). В новом учебном году, по данным Минцифры России, обучаться на них будут свыше 170 тысяч студентов. В их числе - будущие инженеры, врачи, журналисты, юристы, дизайнеры и другие.
Совместный проект минобрнауки и минцифры "Цифровые кафедры" реализуется с 2022 года в рамках нацпроекта "Цифровая экономика". В нем заявлено 119 вузов из 52 регионов России. Все они участники либо кандидаты на участие в федеральной программе "Приоритет 2030".
Студенты бакалавриата, магистратуры, специалитета или ординатуры могут получить дополнительную ИТ-квалификацию, новые знания и навыки в области искусственного интеллекта, виртуальной реальности, робототехники и игр. По итогам они получат диплом о профессиональной переподготовке. За год реализации проекта с информационными технологиями уже ознакомились 65 тысяч человек, еще 15 тысяч завершат обучение до конца 2023 года. А всего с 2022 года на ЦК зарегистрировались 280 тысяч человек. К 2030 году на "цифровых кафедрах" планируется обучить от 900 тысяч до 1,13 миллиона человек.
По оценкам экспертов, в стране дефицит ИТ-специалистов превышает один миллион человек, а если учесть то, что цифровую трансформацию сейчас проходят чуть ли не все компании, то "цифровые" знания нужны абсолютно всем работникам.
В качестве примера спикер привела такие проекты, как "Цифровые кафедры", "Цифровые профессии", "Код будущего", а также решение увеличить прием на бюджет в вузах на ИТ-специальности.
На сессии "Сотрудничество университетов с реальным сектором экономики: новые вызовы и требования", состоявшейся на X Международном форуме "Технопром" в Новосибирске, Юлия Горячкина отметила "эталонное взаимодействие бизнес-экспертного сообщества и вузов" в рамках ЦК. "Это сближение компаний и образовательных учреждений исключительно необходимо, чтобы подготовка кадров для цифровой экономики отвечала актуальным и перспективным запросам нового времени. И преподавательский состав должен быть из практиков", - считает она.
Интеграция вузов с будущими работодателями в рамках ЦК очень плотная. Например, в этом году пул, состоящий из 50 экспертов, в том числе представителей крупных компаний, рассмотрел программы по 12 ИТ-направлениям: 874 программы прошли верификацию, а 316 были отклонены как не соответствующие требованиям отрасли.
За год реализации проекта с информационными технологиями ознакомились 65 тысяч человек, еще 15 тысяч завершат обучение в 2023 году.
По словам первого проректора Национального исследовательского технологического университета "МИСиС" Сергея Салихова, которые приводит минобрнауки, создание "цифровых кафедр" позволяет вузам усилить связь с индустрией, а студентам - получить дополнительную квалификацию благодаря участию в реальных проектах, реализуемых профильными компаниями.
"Образовательные результаты работы "цифровых кафедр", а именно компетенции в сфере цифровых исследований, в дальнейшем могут быть интегрированы в факультетские треки", - считает проректор Томского государственного университета по информационной политике и цифровым коммуникациям Юлия Эмер. В вузе предложили студентам социогуманитарных факультетов пройти дополнительное обучение по дата-аналитике и медиамаркетингу: умение работать с большими данными - одна из важных компетенций для современных исследователей.
Сегодня в стране дефицит ИТ-специалистов превышает один миллион человек.
В Новосибирском государственном университете (НГУ) на обучение на ЦК в этом году зарегистрировано более 1500 человек, из них около 900 - студенты НГУ. Дополнительная подготовка по ИТ-профилю ведется по семи программам, среди них "Цифровая трансформация. Введение в искусственный интеллект", "Разработка мобильных приложений", "Цифровая геология" и другие.
"Цифровая кафедра" НГУ создавалась как региональная, поэтому мы заключили соглашения о сотрудничестве с рядом новосибирских вузов, а также с Казанским государственным медицинским университетом. Студенты этих вузов могут обучаться на ЦК НГУ", - пояснили в пресс-службе вуза.
В 2022/23 учебном году ЦК НГУ окончили более 500 человек. А в этом учебном году к проекту подключился Новосибирский государственный технический университет (НГТУ НЭТИ), и сразу 1800 обучающихся как из этого, так и из других вузов. ЦК НГТУ объединила инженерную элиту: в рамках соглашений о консорциуме на кафедре обучаются цифровым компетенциям студенты отраслевых университетов региона.
"Проблем с трудоустройством у ИТ-специалистов или выпускников вузов с ИТ-компетенциями нет. Как правило, уже на старших курсах их уже разбирают компании, предприятия. Например, в подведомственном нашему министерству Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики около 15 процентов выпускников не трудоустроены сразу после окончания вуза, и то это те, кто сам не желает сразу после учебы выходить на работу", - отметил министр цифрового развития и связи Новосибирской области Сергей Цукарь.
Источник: Российская газета