Версия сайта для слабовидящих
  • Новости Федерации профсоюзов Республики Татарстан
  • Визитная карточка
  • Организационная работа
  • Социальное партнерство
  • Социальное развитие
  • Правозащитная работа
  • Охрана труда
  • Молодежный совет
  • Профсоюзное обучение
  • Санатории ФПРТ
  • Пресс-Центр
  • Профсоюз - союз сильных
  • Газета «Новое слово»
  • Музей истории профсоюзов РТ
  • Конкурсы
  • Интернет-приемная
  • Ответы на вопросы
  • Контакты
  • Членские организации
  • Старая главная
  • Старая версия сайта
    г. Казань, ул. Муштари, д.9
    +7 (843) 236-93-14

    Председатель Федерации профсоюзов РТ, депутат Госсовета РТ Елена Кузьмичева приняла участие в парламентских слушаниях  по проекту республиканского закона «О бюджете Республики Татарстан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», которые состоялись вчера в Государственном Совете РТ. В обсуждении главного финансового закона республики приняли участие заместитель Председателя  Государственного Совета Юрий Камалтынов, Премьер-министр Татарстана Алексей Песошин, депутаты Государственного Совета, руководители профильных министерств и ведомств, общественных организаций. Провел парламентские слушания председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин.

    Парламентские слушания начались с минуты молчания в память о погибших в авиакатастрофе под Мензелинском. Напомним, 11 октября в Татарстане объявлен днем траура. 

    Парламентские слушания по бюджету традиционно проходят при широком участии общественности. В этом году в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и угрозой распространения новой коронавирусной инфекции список приглашенных был несколько сокращен, представители муниципалитетов приняли участие в режиме видеосвязи. Кроме того, прямая трансляция парламентских слушаний была организована на официальном сайте Государственного Совета.

    Депутаты отметили, что, несмотря на то, что экономика республики восстанавливается, а уровень деловой активности стремится к допандемийным значениям, траектория развития на среднесрочный период все-таки будет определяться экономическими и эпидемиологическими факторами. Тем не менее, удалось сохранить социальную направленность и программную ориентированность основного финансового закона республики. Доля социально значимых и первоочередных расходов в проекте бюджета-2022 составляет порядка 80% от общего объема расходов. Около 91% бюджетных средств направляется на реализацию утвержденных ранее госпрограмм. 

    «Темп роста ВРП в следующем году прогнозируется в размере 103,6%, - рассказал Алексей Песошин, - повышение экономической активности предполагается за счет роста промышленности, строительства и ряда других отраслей. Можно, конечно, говорить, что стоит направить средства на те или иные цели, однако, считаю, представленные расходы носят сбалансированный и объективный характер. Да, есть дефицит, но мы будем стремиться к его сокращению».

    Анализируя основные характеристики и показатели бюджета, Леонид Якунин подчеркнул, что фундаментальными задачами в сфере бюджетной политики по-прежнему остаются обеспечение сбалансированности бюджета, безусловное исполнение социальных обязательств перед гражданами, реализация национальных целей развития, сформулированных Президентом России.

    Рассмотрение бюджета республики ежегодно предваряется прогнозом социально-экономического развития. При разработке республиканского бюджета были учтены следующие показатели социально-экономического развития:

    •        рост валового регионального продукта на 3,6% в 2022 году, на 3,1% в 2023 году и  3,4%  в 2024 году;

    •        рост индекса промышленного производства на 3,4% в 2022 году, на 3,7% и  4%  в плановом периоде;

    •        рост реальной заработной платы на 2,7% в 2022 году, на 2,9%   в 2023 и 2024 годах;

    •        рост индекса потребительских цен на 4 % в 2022 году, на 4 % в плановом периоде;

    •        экспортная цена на нефть:  56,2 доллара за баррель в 2022 году,  54,8 и 54,2 доллара за баррель в плановом периоде;

    •        курс доллара: 71,8 рублей в 2022 году, 72,6  и 73,6  рубля в плановом периоде;

    •        инфляция: 4% ежегодно в прогнозном периоде.

    «Особенность формирования прогноза социально-экономического развития на 2022 год заключается в том, что ситуация в мировой экономике не стабильна, наша главная задача сегодня – это обеспечение устойчивого экономического роста, что будет способствовать улучшению качества жизни, такая задача обозначена и в Послании Президента Государственному Совету», - отметил заместитель Премьер-министра РТ - министр экономики Мидхат Шагиахметов.   

    Мидхат Шагиахметов отдельно остановился на каждой отрасли экономики, детально анализируя возможный потенциал развития.

    Бюджет Республики Татарстан на 2022 год внесен Президентом в следующих объемах: доходы составят 294,8 млрд. рублей, расходы – 305,7 млрд. рублей, дефицит – 10,9 млрд. рублей.  Доходы консолидированного бюджета в 2022 году заложены в объеме 345,6 млрд. рублей, расходы – 356,5 млрд. рублей, дефицит – 10,9 млрд. рублей.

    Министр финансов республики Радик Гайзатуллин подчеркнул, что проект закона о бюджете подготовлен в соответствии с требованиями, установленными Бюджетными кодексами России и Татарстана. В структуре законопроекта 22 статьи и 41 приложение.

    Анализируя доходную часть бюджета, Радик Гайзатуллин остановился на основных налоговых и неналоговых источниках. В частности, поступление налога на прибыль в 2022 году прогнозируется в размере 90,2 млрд. рублей, налог на доходы физических лиц, по прогнозу, поступит в консолидированный бюджет в  сумме 93,4 млрд. рублей (в бюджет республики поступления составят 65,5 млрд. рублей). Размер акцизов в доле консолидированного бюджета составит 39,2 млрд. рублей.

    «Значительным доходным источником бюджетов муниципальных образований является земельный налог, - отметил министр финансов, - прогноз по налогу согласован со всеми муниципальными районами и городскими округами и рассчитан с учетом данных налоговой отчетности. Его поступления прогнозируются ежегодно в размере 8,1 млрд. рублей».

    В 2022 году поступление транспортного налога, по оценке профильного министерства, составит 6,1 млрд. рублей, средства будут направлены в дорожный фонд.  

    Налог на имущество физических лиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, в 2022 году оценивается в сумме 2,4 млрд. рублей.

    Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются в объеме 9,8, млрд. рублей, в бюджет республики поступит 5,1 млрд. рублей. Это доходы от аренды и продажи земли и имущества, штрафы, экологические платежи и другие поступления. Безвозмездные поступления из федерального бюджета в проекте бюджета Республики Татарстан учтены на 2022 год в сумме 48,9 млрд. рублей.

    «В течение трех лет растет уровень первоочередных, социально-значимых и текущих расходов, - подчеркнул Радик Гайзатуллин, анализируя расходную часть бюджета, - в 2022 году они составят около 80% от общего объема расходов».

    Радик Гайзатуллин подробно охарактеризовал расходы бюджета по конкретным направлениям. В частности, в 2022 году на образование из консолидированного бюджета будет направлено 109,8 млрд. рублей, доля бюджета республики - 68,7 млрд. рублей.

    Общий объем расходов на содержание и развитие здравоохранения с учетом средств обязательного медицинского страхования составит 85,7 млрд. рублей, из них средства бюджета республики – 31 млрд. рублей.

    Общая сумма расходов по консолидированному бюджету по статье «Социальна политика» составит 55,4 млрд. рублей, по бюджету республики – 55,3 млрд. рублей. Все социальные выплаты будут проиндексированы в размере инфляции.

    Расходы по разделу «Национальная экономика» в консолидированном бюджете заложены в размере 69,5 млрд. рублей, в республиканском - 67,8 млрд. рублей. На ЖКХ в следующем году планируется направить 20,8 млрд. рублей (из консолидированного бюджета), из которых 13 млрд. рублей – бюджет РТ.

    Расходы консолидированного бюджета на охрану окружающей среды в 2022 году составят 5,9 млрд. рублей.

    17,3 млрд. рублей в консолидированном бюджете предусмотрено на финансирование культуры (из бюджета РТ 10,1 млрд. рублей). Расходы консолидированного бюджета по разделу «Физическая культура и спорт» составляют 9,1 млрд. рублей, по бюджету республики – 3,8 млрд. рублей.

    Проект бюджета вызвал дискуссию среди парламентариев и приглашенных. Руководитель фракции КПРФ Хафиз Миргалимов обратил внимание коллег на необходимость строительства «социального жилья», поскольку даже социальная ипотека не под силу некоторым татарстанцам.

    Депутат Николай Рыбушкин вновь поднял вопрос о необходимости  разработки республиканской программы инфраструктурного развития «городских поселков». Речь идет, в частности, о модернизации системы водоснабжения и благоустройстве. Министр экономики Мидхат Шагиахметов отметил, что многие вопросы сейчас решаются в рамках «президентских» программ.  

    Депутатов также интересовали вопросы роста цен на основные продукты питания, финансирования охраны школ, программ СНТ, строительства дорог в малых городах, рефинансирования бюджетных кредитов и т.п.  

    Секретарь Госсовета Лилия Маврина поинтересовалась, заложены ли в бюджете средства на софинансирование проектов граждан в рамках «самообложения». Согласно принятым федеральному и республиканскому законам, организация самообложения теперь возможна и на части населенных пунктов. В связи с этим ожидается рост запросов на софинансирование. Напомним, на каждый рубль, собранный гражданами, из бюджета республики выделяется еще 4. Радик Гайзатуллин подчеркнул, что в течение трех лет ежегодно предусмотрено выделение по 1 млрд. рублей на эти цели.  

    Депутат Фадбир Сафин отметил, что фракция КПРФ подготовила более 40 предложений, и выразил уверенность, что они будут рассмотрены в Правительстве. «В проекте бюджета хотелось бы увидеть раздел «Наука», - предложил Фандбир Сафин, - настораживает также тот факт, что заложены тенденции снижения средств на финансирование по разделам «экономика», ЖКХ и «Охрана окружающей среды»».

    Депутат от партии ЛДПР Эдуард Шарафиев считает, что предлагаемый проект бюджета удовлетворительный. Тем не менее, он предложил еще раз пересмотреть аспекты налоговой политики, с тем, чтобы расширить меры поддержки для индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса. «Соседние регионы продумывают более выгодные налоговые режимы, и наши предприятия меняют прописку», - посетовал он.

    В своем выступлении председатель Федерации профсоюзов РТ Елена Кузьмичева озвучила ряд социально значимых и нерешенных проблем, в том числе вызванных пандемией коронавируса, которые требуют своего отражения в бюджете республики на очередной финансовый период. В частности, это установление дополнительных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам (медицинским дезинфекторам и т.д.) и хозяйственно-обслуживающему персоналу (уборщики служебных помещений, сестры-хозяйки, буфетчицы, инженеры автоматизированных систем управления, сантехники, лифтеры, водители автомобиля и т.д.). Все эти работники – из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые осуществляют трудовую деятельность непосредственно в отделениях с больными COVID-19 или обслуживают данных пациентов.

    Профсоюзы республики еще в апреле прошлого год вышли с предложениями об оказании поддержки иным работникам медицинских организаций республики, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 и изыскании возможности выделения дополнительных ассигнований за счет средств Республики Татарстан для установления ежемесячных выплат за работу непосредственно в отделениях с больными COVID-19 или обслуживание данных пациентов.

    По словам Елены Кузьмичевой, Министерство здравоохранения Республики Татарстан поддержало предложения профсоюзов и в адрес Кабинета Министров Республики Татарстан было направлено письмо с предложением об установлении надбавки прочему (немедицинскому) персоналу, работающему в отделениях временных инфекционных госпиталей, в размере 10 тысяч рублей. Однако вопрос до настоящего времени не решен.

    Также председатель Федерации профсоюзов РТ рассказала о проблеме кадрового дефицита в системе здравоохранения, которая в условиях пандемии приобрела особую остроту. Что неудивительно, поскольку у работников профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих и должностей служащих базовый оклад составляет всего 8380 рублей. При этом увеличение размера заработной платы данным работникам осуществляется, в первую очередь, за счет увеличения объема работы или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы, определенной трудовым договором. По мнению Елены Кузьмичевой, в бюджете республики на 2022 год необходимо предусмотреть финансирование роста оплаты труда работников профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих и должностей служащих медицинских организаций не ниже уровня инфляции. Кроме того, отметила профлидер, доведение базовых окладов всех работников бюджетной сферы до уровня минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, должно стать первоочередной задачей на предстоящий период.

    Также Елена Кузьмичева напомнила, что в связи с внесением изменений в постановление Кабмина РТ от 20.04.2005 № 192 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) по оплате жилья и коммунальных услуг» норма, предусматривающая рекомендацию органам местного самоуправления по установлению аналогичных мер соцподдержки по оплате ЖКУ для работников муниципальных учреждений, исключена для педагогических работников. Однако отсутствие компенсации расходов за отопление педагогическим работникам, жилые помещения которых отапливаются газовым оборудованием, ставит их в неравные условия с проживающими в домах с централизованным отоплением.

    «В целях обеспечения прав и гарантий работников образования Федерацией профсоюзов Республики Татарстан были внесены предложения об установлении фиксированной ежемесячной компенсации в размере 1200 рублей, которые были поддержаны отраслевым министерством и произведены соответствующие расчеты, – сказала Елена Кузьмичева. – Считаем необходимым в бюджете республики на 2022 год и плановый период 2023-2024 гг. предусмотреть финансирование на выплату педагогическим работникам ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления (в том числе газового) и освещения в размере 1200 рублей».

    Также председатель Федерации профсоюзов РТ озвучила проблему в оплате труда руководителей образовательных организаций в сфере культуры и искусства и малочисленных муниципальных музеев. Так, заработная плата руководителей музеев ниже заработной платы научных сотрудников, находящихся в подчинении. У директоров образовательной организации в сфере искусства (без преподавательской нагрузки) – значительно ниже, чем у преподавателей, находящихся в их подчинении. Например, оплата одного часа труда директора почти в два раза ниже часа преподавателя: у руководителя – 112,5 руб., у преподавателя – 198 руб. исходя из базовых окладов.

    Руководителям всех категорий учреждений культуры республики не предусмотрены стимулирующие выплаты за персональные достижения и компенсационные выплаты за работу в сельской местности, а директорам образовательных организаций не предусмотрены премии по «майским указам» даже при наличии педагогической нагрузки. «В результате заработная плата подчиненных в разы превышает заработную плату руководителя, – сказала Елена Кузьмичева. – Считаем необходимым кардинально, с учётом мнения профсоюзов пересмотреть систему оплаты труда работников сферы культуры и в бюджете республики на 2022 год и плановый период 2023-2024 гг. предусмотреть соответствующее финансирование».

    Торгово-промышленная палата республики вышла с инициативой ввести на территории республики пониженные налоговые ставки для впервые зарегистрированных субъектов малого предпринимательства. «На наш взгляд, Татарстан не в полной мере использует предоставленные субъектам федерации Налоговым кодексом РФ инструменты, направленные на стимулирование создания новых субъектов малого бизнеса, - подчеркнул заместитель председателя ТПП РТ Сергей Карпухин, - речь идет о налоговых преференциях и так называемых «двухлетних налоговых каникулах» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей».

    Одновременно с бюджетом республики обсуждается и бюджет Территориального фонда ОМС. Как отметила директор ТФОМС Алсу Мифтахова, в 2022 году доходы составят 63 778 600,6 тыс. рублей, расходы - 63 863 481,6  тыс. рублей. Дефицит составит 84 млн. 881 тыс. рублей.

    По итогам парламентских слушаний разработаны рекомендации, которые в обязательном порядке будут учтены при дальнейшей работе над проектом бюджета. До 14 октября проект бюджета республики изучается во всех парламентских комитетах по профильным направлениям. Затем будет подготовлено сводное заключение. Законопроект о бюджете республики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов будет рассмотрен в первом чтении на ближайшем заседании Государственного Совета. 
     
    Пресс-центр Федерации профсоюзов РТ, материалы Пресс-службы Государственного Совета РТ