Правительство подготовило ряд законодательных инициатив, направленных на совершенствование процессов трудовой миграции. Неделей ранее президент страны в числе основных задач в миграционной сфере обозначил обеспечение безопасности общества и граждан, пресечение каналов нелегальной миграции, активное использование современных инструментов миграционного контроля.
Правительство ведет системную работу, которая охватывает как вопросы труда мигрантов на территории РФ. В начале марта кабмин одобрил для внесения в Госдуму законопроект, разрешающий мигрантам по одному патенту работать в столичных граничащих друг с другом регионах, а именно в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, которые имеют неразрывные экономические связи и по сути общий рынок труда.
При этом регионы должны иметь соответствующие соглашения. Сейчас, по данным МВД, до 15 процентов мигрантов, обращающихся за оформлением патента в Московской области, стоят на миграционном учете в Москве, и около 8 процентов иностранных граждан, оформляющих патент в Москве, стоят на миграционном учете в Московской области.
Сегодня приезжающие туда трудиться люди зачастую не оформляют в каждом патент, а просто кочуют туда-сюда. При этом их активно привлекают к строительству дорог, жилья. Для того, чтобы вывести трудовые отношения мигрантов из тени, и предлагается оформлять единый патент.
Решение о введении нового механизма предоставления патента на работу, который позволит мигрантам работать в столичных агломерациях, правильное, уверен профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. "Экономика Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области связаны между собой различными видами деятельности. Например, это обслуживание межгородских транспортных маршрутов такси, общественного транспорта. И при существующей системе получается, что сотрудник городского таксомоторного или автобусного парков, выезжая на маршрут в область, по формальным признакам нарушает действующее законодательство, поскольку его трудовые функции осуществляются в двух разных регионах.
Как отмечает директор по стратегическим коммуникациям Центра стратегических разработок (ЦСР) Владимир Дробышевский, "подход правительства вносит справедливые разумные правила в регулирование труда". "Предлагаемые меры призваны сделать трудовую миграцию более прозрачной с точки зрения контроля, баланса трудовых ресурсов и администрирования для принимающих субъектов. Регионам это упростит учет и обмен данными, а также исключит двойную нагрузку, связанную с оформлением и выдачей патентов", - говорит он.
С целью создания эффективного механизма выявления трудовых мигрантов и их работодателей, уклоняющихся от уплаты налогов, предлагается ряд нововведений в части налоговой политики. Так, для постоянно и временно проживающих иностранных граждан, работающих по найму у физических лиц для личных нужд, новыми законопроектами вводится необходимость уплаты фиксированного авансового платежа по НДФЛ за себя в полном размере и в отношении каждого лица, находящегося в РФ на его иждивении, в размере 50%. При этом, если мигранты скрывают свои доходы, они не смогут получить патент. Информация о доходах также может использоваться МВД и при проверке условий для выдачи (аннулирования) вида на жительство и разрешения на временное проживание.
В то же время власти нацелены на то, чтобы привлекать в Россию как можно больше настоящих высококвалифицированных иностранных работников и исключить возможности злоупотребления льготным порядком привлечения для легализации иностранных граждан более низкой квалификации. Для этого предлагается увеличить порог минимальной оплаты их труда, а также предусмотреть его ежегодную индексацию для признания иностранных граждан высококвалифицированными специалистами.
Совершенствование миграционной политики не ограничивается только сферой трудоустройства. С 1 апреля детей работающих здесь легально мигрантов будут зачислять в школы только при условии успешного прохождения тестирования на знание русского языка.