Вопрос: Является ли нарушением норм охраны труда продление срока носки средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) при отсутствии проведения в организации мероприятий по уходу за ними?
Ответ: Работодатель обязан обеспечить за счет собственных средств приобретение и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (ст. 212, 226 ТК РФ).
Обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за СИЗ устанавливают Межотраслевые правила обеспечения работников специальной и другими средствами индивидуальной защиты (далее – Правила СИЗ), утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н.
Работодатель обязан обеспечивать хранение, стирку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты за свой счет (ст. 221 ТК РФ). В случае отсутствия у работодателя технических возможностей проведения мероприятий по уходу данные работы выполняются организацией, привлекаемой работодателем по гражданско-правовому договору (п. 32 Правил СИЗ).
Согласно Правилам СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт).
Пригодность СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются комиссией по охране труда организации и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.
При этом нормативные документы, устанавливающие критерии определения процента износа СИЗ, действующим законодательством не предусмотрены.
Необходимо помнить, что срок носки СИЗ не должен превышать срока хранения (для СИЗ, теряющих защитные свойства в процессе хранения) или годности, гарантийного срока, предусмотренных маркировкой, наносимой на упаковку изделия, а также эксплуатационной документацией к СИЗ).
Таким образом, если комиссией по охране труда, созданной в соответствии со ст. 218 ТК РФ, установлено и письменно зафиксировано, что возвращенные работником СИЗ пригодны для дальнейшей эксплуатации по назначению, то работодатель вправе выдать работнику бывшие в употреблении СИЗ только после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт).
Соответственно, в отсутствие таких мероприятий продление работодателем срока использования СИЗ является нарушением требований охраны труда.
Техническая инспекция труда ФПРТ