• Новости Федерации профсоюзов Республики Татарстан
  • Визитная карточка
  • Организационная работа
  • Социальное партнерство
  • Социальное развитие
  • Правозащитная работа
  • Охрана труда
  • Молодежный совет
  • Профсоюзное обучение
  • Санатории ФПРТ
  • Пресс-Центр
  • Профсоюз - союз сильных
  • Газета «Новое слово»
  • Музей истории профсоюзов РТ
  • Конкурсы
  • Интернет-приемная
  • Ответы на вопросы
  • Контакты
  • Членские организации
  • Старая версия сайта
    г. Казань, ул. Муштари, д.9
    +7 (843) 236-93-14

    На вопросы о конкурсе между образовательными учреждениями профсоюзов, их работе, а также решении Методического совета ФНПР по подготовке новой Концепции профсоюзного образования ответила Татьяна Водопьянова, вице-президент – исполнительный директор Института профсоюзного движения ОУП ВО «АТиСО», кандидат социологических наук.

    - 17 декабря состоялось заседание Методического совета ФНПР. На нем обсуждалась в том числе и подготовка новой Концепции профсоюзного образования Федерации. Какое решение Методсовет принял касательно этого документа?

    - Положение о профсоюзном образовании и требования к содержанию образовательных программ были приняты Исполкомом ФНПР в декабре 2003 года, в 2007 году была принята Концепция единого образовательного пространства ФНПР. Ряд положений, которые содержались в этих документах, были реализованы, некоторые остались только как идея. Сегодня есть необходимость в новом взгляде на организацию обучения профсоюзных кадров и актива, появились новые возможности, в том числе информационно-технологические. Поэтому вопрос о новой Концепции профсоюзного образования весьма актуален, и был рассмотрен Исполкомом ФНПР 18 ноября 2020 года. Членским организациям ФНПР было предложено дать свои замечания и предложения до 15 декабря 2020 года. Эти предложения, а их в Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодёжной политике и развитию профсоюзного движения поступило достаточно много, были переданы членам Методсовета, было принято решение до 25 января 2021 года детально с ними ознакомиться, после чего отдельно и подробно рассмотреть этот вопрос на заседании. Безусловно, в новой Концепции профсоюзного образования ФНПР должны быть определены базовые понятия, новые подходы, актуальные методы повышения эффективности работы по организации образования профсоюзных работников и активистов.

    - Как Вы думаете, что же такое «профсоюзное образование»?

    - Положение о профсоюзном образовании ФНПР 2003 года содержало следующее определение профсоюзного образования: «Профсоюзное образование – это процесс формирования знаний, умений и навыков профсоюзных работников и активистов, опыта творческой деятельности и социальных отношений, а также просвещение членов профсоюза».

    Думаем, что в новом определении профсоюзного образования нам надо будет сделать акцент на формирование компетенций, необходимых профсоюзным работникам для осуществления своей деятельности по защите трудовых прав и законных интересов членов профсоюзов. Наверное, надо сохранить и упоминание о просветительской деятельности как разновидности неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности «со знанием дела»)... Это очень созвучно с работой в школах профсоюзного актива, работой с членами профсоюза.

    - Как сегодня работают учебно-методические центры и другие образовательные учреждения профсоюзов?

    - В настоящее время в структуре ФНПР действует 38 региональных учреждений профсоюзов дополнительного образования, 2 учебных центра общероссийских профсоюзов (Профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации и Профсоюза работников образования и науки Российской Федерации). Учреждения профсоюзов дополнительного образования очень разные, есть такие, которые обучают главным образом профсоюзных работников и активистов, например, Зональный учебный центр профсоюзов Санкт-Петербурга или Центральные профсоюзные курсы Московской Федерации профсоюзов. Но многие образовательные учреждения принимают участие в конкурсах на получение права обучать различные категории населения, например граждан предпенсионного возраста, и по разнообразным программам (по охране труда, социального страхования и т.п.). Это дополнительные средства, новые возможности, расширение контактов в регионе и за его пределами.

    - В 2020 году ФНПР организовала конкурс среди членских организаций по обучению профсоюзных кадров и актива, посвящённый 30-летию образования Федерации. Стоит ли проводить отдельный конкурс между образовательными учреждениями профсоюзов?

    - Да, конкурс образовательных учреждений профсоюзов дополнительного образования поможет выявить интересные подходы к организации обучения профсоюзных работников и активистов, образовательные программы, лучших преподавателей в сфере профсоюзного образования. У ФНПР есть опыт проведения конкурсов учебных центров. Их, как и членские организации в конкурсе 2020 года, тоже делили на группы с учетом ресурсов, которыми они располагают.

    - Возможно ли, по вашему мнению, создание общепрофоюзного образовательного ресурса - "базы знаний", которая была бы доступна всем профсоюзным организациям?

    - Идея создания такой базы данных обсуждается давно. Конечно, с одной стороны, можно предложить всем членским организациям ФНПР и образовательным учреждениям направить в адрес Методического совета ФНПР свои программы, методические и учебные издания, перечень преподавателей. С другой стороны, есть вопросы авторского права, коммерческого интереса (для учебных центров издание учебных материалов является источником дохода, работа авторов также оплачивается). Поэтому вопросы: что, на каких условиях и где размещать необходимо детально изучить, определить правила формирования и использования.

    - Какие перспективы в развитии профсоюзного образования Вы видите?

    - Перспективы развития профсоюзного образования зависят от наших общих усилий. Совершенно ясно одно, что сегодня образование играет огромную роль как в жизни самого человека, так и в результативности работы любой организации. Современный взгляд на образование – это парадигма «обучение в течение всей жизни», инвестиции в человеческий капитал. Для профсоюзов все это не просто актуально, это жизненно необходимо.

    Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения