Версия сайта для слабовидящих
  • Новости Федерации профсоюзов Республики Татарстан
  • Визитная карточка
  • Организационная работа
  • Социальное партнерство
  • Социальное развитие
  • Правозащитная работа
  • Охрана труда
  • Молодежный совет
  • Профсоюзное обучение
  • Санатории ФПРТ
  • Пресс-Центр
  • Профсоюз - союз сильных
  • Газета «Новое слово»
  • Музей истории профсоюзов РТ
  • Конкурсы
  • Интернет-приемная
  • Ответы на вопросы
  • Контакты
  • Членские организации
  • Старая версия сайта
    г. Казань, ул. Муштари, д.9
    +7 (843) 236-93-14

    Заседание рабочей группы Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Республики Татарстан состоялось сегодня в режиме видеоконференции под председательством первого заместителя министра труда, занятости и социальной защиты РТ, руководителя рабочей группы РТК Рустема Валиуллова.

    На заседании был рассмотрен ряд вопросов, первый из которых касался размеров применяемых минимальных окладов, минимальных должностных окладов, минимальных ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп работников учреждений бюджетной сферы, их доли в структуре заработной платы по соответствующим отраслям.

    С профсоюзной стороны по данному вопросу выступили директор МБУ ДО г.Казани «Детская музыкальная школа № 4» Айрат Ураскузин и заместитель председателя Татарстанской республиканской организации профсоюза работников здравоохранения РФ Людмила Гатауллина

    Они обозначили ряд проблем, связанных с оплатой труда, которые стоят в настоящее время перед работниками бюджетной сферы. Несмотря на то, что по итогам 2020 года среднемесячная заработная плата работников по виду экономической деятельности ( ВЭД) «Образование» возросла по сравнению с 2019 годом на 5,9% и составила 32278,3 рубля, по ВЭД «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» – на 10,5%, составив 40803,9 рубля, в том числе по ВЭД «Деятельность в области здравоохранения» – на 10,8%, составив 41710,5 рубля, в каждой сфере с учетом отраслевой специфики остались нерешенные вопросы.

    В сфере здравоохранения:

    – не выдерживаются параметры уровня должностного оклада в структуре заработной платы. Так, по итогам 2020 года доля должностного оклада в структуре заработной платы врачей составила 52,4% при рекомендуемом значении не ниже 55%. Доля должностного оклада в структуре заработной платы медицинского и фармацевтического персонала первого уровня – 49,7%;

    – несмотря на увеличение минимального базового оклада работников общеотраслевых профессий с 5554 рублей до 8380 рублей, размеры надбавок и выплат снижены (ПКМ РТ от 18.10.2019 №938);

    – в выплатах стимулирующего характера руководителям медицинских учреждений и их заместителям отсутствуют надбавки за наличие квалификационной категории по специальности, соответствующей занимаемой должности.

    – не предусмотрены выплаты стимулирующего характера иным работникам медицинских организаций республики: вспомогательному персоналу (например, медицинские дезинфекторы) и хозяйственно-обслуживающему персоналу (уборщики, сестры-хозяйки, буфетчицы, инженеры автоматизированных систем управления, сантехники, лифтеры, водители автомобиля и т.д.) – непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.

    В сфере культуры:

    – по итогам 2020 года доля должностного оклада в структуре заработной платы работников культуры составила 38% (свыше 60% – у работников, у которых отсутствуют стимулирующие выплаты за стаж) при рекомендуемом значении не менее 50%;

    – действующей системой оплаты труда в республике нарушены нормы статей 129, 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации – заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. В основу установления размера базового оклада положен уровень имеющегося у работника образования. Не соблюдается принцип единого подхода к установлению критериев системы оплаты труда как для работников, так и для руководителей;

    – действующая система установления базовых окладов ставит под сомнение возможность применения и внедрения профессиональных стандартов (ПС) по следующим причинам. Так, Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 148н в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены уровни квалификации (далее – Уровень). Основными путями достижения любого Уровня являются как наличие соответствующего образования, так и практический опыт (не в совокупности).

    Согласно информации по вопросам применения профессиональных стандартов, отраженной в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

    Применяя данные разъяснения, работник, имеющий образование по программе профессиональной подготовки (СПО), по ПС имеет возможность повышать свой уровень до максимального исключительно за счет практического опыта. Таким образом, работник способный взять на себя ответственность ввиду большого практического опыта работы, имеющихся умений и знаний, но не имеющий высшего образования, фактически выполняет тот же объем работы, что и работник без опыта, но с высшим образованием.

    Сложившаяся ситуация приводит к тому, что:

    – работник, не имеющий высшего образования и возможности повысить уровень образования (ввиду отсутствия финансовых средств), не имеет мотивации повышать свою компетенцию через самообразование, генерировать новые идеи и формы работы, так как его оклад независимо от объема выполняемой работы не повышается;

    – работник с высшим образованием не видит необходимости повышать свою компетенцию, так как имеет максимальный оклад вне зависимости от выполняемой работы.

    – с 2014 года до настоящего времени остаётся нерешенным вопрос оплаты труда директоров малочисленных учреждений культуры, дополнительного образования в сфере искусства.

    На сегодняшний день начисленная заработная плата руководителей образовательных организаций в сфере искусства (без преподавательской нагрузки) и малочисленных учреждений культуры за 40-часовую рабочую неделю ниже, чем у сотрудников-специалистов, находящихся в их подчинении.

    Например, преподаватель с нагрузкой в 2 ставки (36 часов в неделю) получает около 40000 руб., а директор – 26000 руб. В структуре заработной платы всех руководителей учреждений не предусмотрены стимулирующие выплаты за стаж, звание, компенсационная выплата за работу в сельской местности. В результате: руководитель не видит необходимости в реализации новых форм и методов работы, а также работы в данном учреждении. Еще ниже заработная плата заместителей директоров по учебно-воспитательной работе.

    Единым квалификационным справочником должностей директор учреждения культуры относится к основному персоналу, соответственно должен быть учтен при стимулировании и в рамках премирования по «майским указам» Президента РФ, однако при распределении таких премий директора детских школ искусств не учитываются.

    Кроме того, руководители лишены возможности воздействовать на работников в целях развития учреждения ввиду отсутствия реальных способов мотивации: оклад установлен, стимулирующие доплаты минимальны.

    В сфере образования:

    – по итогам 2020 года доля должностного оклада в структуре заработной платы составила 60-70% при рекомендуемом значении не менее 70% в соответствии с абз.3 п.36 Единых рекомендаций;

    – не предусмотрены выплаты за качество выполняемых работ в отношении работников образовательных организаций – внешних совместителей, премиальные и иные поощрительные выплаты в отношении работников образовательных организаций – внутренних и внешних совместителей;

    – низкие размеры надбавок за стаж работы по профилю препятствуют закреплению кадров, снижается заинтересованность педагогических работников в стабильных трудовых правоотношениях с образовательной организацией;

    – низкие размеры должностных окладов среднего медицинского и фармацевтического персонала (в образовательных организациях – это медицинские сестры, инструкторы по лечебной физкультуре, диетическая медицинская сестра). Работа в должностях данной категории требует специального образования – это труд квалифицированного работника;

    – отсутствуют выплаты руководителям образовательных организаций за стаж, государственные награды, наличие почетных званий и так далее.

    В результате материалы, подготовленные профсоюзами, были приняты правительственной стороной к рассмотрению, и принято решение о дополнительной встрече рабочей группы для обсуждения вышеперечисленных вопросов.

    Также на заседании рабочей группы были обсуждены темы оплаты труда на предприятиях агропромышленного комплекса Татарстана и организации оздоровительной кампании детей и молодежи в 2021 году.

    Артем Барабанов, фото автора