Около трети россиян хотели бы открыть свое дело, а почти каждый десятый житель страны говорит, что уже занимается бизнесом. Об этом свидетельствуют опубликованные в среду, 7 февраля, данные совместного опроса «СберСтрахования» и «Деловой среды».
Выше всего, а именно 38%, доля респондентов, готовых заниматься предпринимательством, среди молодежи 18–30 лет, ниже всего — 16% — среди людей старше 60 лет.
При этом, по данным исследования, заняться бизнесом хочет 32% опрошенных мужчина и 25% женщин. Отвечая на вопрос о наиболее перспективных и прибыльных видах бизнеса в 2024 году, 20% респондентов назвали открытие магазинов продуктов, одежды, стройматериалов или других товаров, 19% опрошенных назвали кафе и рестораны. Еще 13% считают, что наиболее успешными будут частные производства, 11% — занятие фермерством.
Открытие салонов красоты и фитнес-залов занимает только пятое место в рейтинге с показателем в 7%, на шестом — сервисные центры и ремонтные мастерские (6%). Реже всего в ответах упоминались сервисы доставки товаров и вызова такси (1%), рекламный бизнес (0,6%) и ломбарды (0,2%).
Респонденты также озвучили, почему они хотели бы заняться бизнесом. Среди наиболее распространенных причин: стремление больше зарабатывать, как заявили 30% опрошенных граждан, 19% назвали причиной наличие идеи для стартапа, еще 17% не хотят работать «на кого-то».
Опрошенные россияне рассказали и о том, что мешает им заняться предпринимательской деятельностью. Почти каждый пятый (18%) отметил семейные обстоятельства, каждый седьмой (14%) — отсутствие идей. Каждый десятый (10%) рассказал, что на ведение собственного дела у него нет денег. Треть россиян, которые задумываются о запуске бизнеса, (32%) полагают, что значительные средства для реализации их идеи не нужны. Остальные рассматривают возможности взять кредит (20%), получить инвестиции от партнеров по бизнесу (9%), взять взаймы у знакомых (5%).
«Россияне, которые задумываются об организации бизнеса, выделяют широкий круг потенциальных проблем: от нехватки средств и ошибок в планировании до поломок оборудования и ЧС природного характера. Справиться с большинством из них помогает страхование, однако только четверть опрошенных понимают как», — отметила заместитель генерального директора, руководитель блока корпоративного страхования «СберСтрахование» Зара Геворкян.
Исполняющий обязанности генерального директора АО «Деловая среда» Алексей Грищенко, в свою очередь, указал на то, что у начинающего предпринимателя всегда возникает большое количество вопросов по старту и развитию бизнеса.
«В нашем совместном исследовании с НАФИ мы выяснили, что большая часть владельцев бизнеса спрашивает совета по управлению бизнесом у членов семьи и друзей. На платформе dasreda.ru мы собрали уже больше 2 тыс. бесплатных материалов, позволяющих разобраться с любым бизнес-вопросом. Контент мы готовим вместе с практикующими предпринимателями, которые добились успеха в своих нишах, поэтому он актуален и полезен», — отметил Грищенко.
Опрос проводился в 37 российских городах с населением свыше 500 тыс. человек.
1 февраля Министерство финансов РФ сообщило, что правительство РФ подготовило проект постановления о проведении эксперимента по электронной регистрации бизнеса. Как отмечалось, на территории России предлагается провести эксперимент по реализации комплексной услуги «Старт бизнеса онлайн», которая включает в себя: электронную регистрацию бизнеса, получение электронной подписи без личного присутствия, дистанционное открытие счета в кредитной организации, то есть теперь зарегистрировать бизнес можно будет дистанционно и начать пользоваться расчетным счетом со дня регистрации бизнеса.
Планируется, что эксперимент продлится до 1 марта 2025 года. Сроки начала утвердит правительство РФ. Участие в эксперименте добровольное. Такое нововведение позволит объединить услуги, оказываемые ФНС, с услугами банков и определить дополнительный набор государственных и коммерческих услуг, необходимых для старта и развития предпринимательской деятельности.
Ранее, в середине декабря прошлого года, президент России Владимир Путин в ходе «Итогов года» заявил о необходимости поддержки отечественного бизнеса. По его словам, доля российских брендов на отечественном рынке выросла на 30%.