Версия сайта для слабовидящих
  • Новости Федерации профсоюзов Республики Татарстан
  • Визитная карточка
  • Организационная работа
  • Социальное партнерство
  • Социальное развитие
  • Правозащитная работа
  • Охрана труда
  • Молодежный совет
  • Профсоюзное обучение
  • Санатории ФПРТ
  • Пресс-Центр
  • Профсоюз - союз сильных
  • Газета «Новое слово»
  • Музей истории профсоюзов РТ
  • Конкурсы
  • Интернет-приемная
  • Ответы на вопросы
  • Контакты
  • Членские организации
  • Старая версия сайта
    г. Казань, ул. Муштари, д.9
    +7 (843) 236-93-14

    Студенты вузов и колледжей смогут получить во время обучения сразу несколько квалификаций. Это станет возможным благодаря тому, что теперь федеральные образовательные госстандарты профессионального образования можно будет разрабатывать не только по отдельным профессиям и специальностям, как это было раньше, но и по укрупненным группам. По словам представителей российских высших учебных заведений, такие нововведения не только помогут студентам менять направления подготовки в зависимости от своих предпочтений, но и дадут конкурентное преимущество при трудоустройстве. Однако кардинально поменять специальность все-таки не получится. Подробности — в материале «Известий».

    Студенты вузов и колледжей смогут получить во время обучения сразу несколько квалификаций. Это станет возможным в связи с принятием закона, который вносит поправки в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Согласно нововведениям, федеральные образовательные госстандарты профессионального образования теперь можно разрабатывать не только по отдельным профессиям и специальностям, как это было раньше, но и по укрупненным группам. Кроме того, образовательные программы вузов смогут включать в себя элементы разных профстандартов. Таким образом, у высших учебных заведений будет больше автономии в их разработке.

    Что касается студентов, то они после двух лет общей подготовки смогут выбрать более углубленное изучение по специальности или даже вовсе ее поменять. В итоге в рамках обучения у них будет возможность получить сразу несколько специальностей. Кроме того, теперь профстандарты будут учитываться и при разработке примерных программ в среднем профобразовании, то есть в колледжах и техникумах.


    Новые нормы должны вступить в силу уже с 1 сентября 2021 года. Основные профессиональные образовательные программы необходимо будет привести в соответствие с ними не позднее сентября 2022 года.

    Изначально о необходимости сделать профобразование более гибким, обновить ФГОСы и примерные основные образовательные программы говорилось в перечне поручений президента Владимира Путина от 28 марта 2020 года по итогам заседания президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию. Разработанный по поручению президента законопроект поддержали в Госдуме. Как отметил спикер нижней палаты Вячеслав Володин, изменения на рынке труда сегодня происходят быстрее, чем студент успевает получить диплом, «поэтому важно, чтобы и у вузов, и у студентов была возможность быстрее адаптироваться к новым условиям». Совет Федерации одобрил закон 19 мая, а 26 мая его подписал и Владимир Путин.


    Новые возможности вряд ли облегчат жизнь студента, но зато могут сделать ее более интенсивной, насыщенной и, что самое важное, дадут большее конкурентное преимущество при трудоустройстве, отметила в разговоре с «Известиями» профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

    — Сейчас очень быстро меняются требования к профессиям, к квалификациям, появляется очень много смежных междисциплинарных, поэтому владение разными навыками оказывается очень востребованным. Сегодня даже инженеры, специалисты в области технологий, которых готовят по этим направлениям, нуждаются в знаниях и менеджмента, и экономики. Мы сегодня говорим о том, насколько междисциплинарными становятся программы, которые связаны с городским развитием, городской средой, что в дополнение к урбанистике требуется владение современными компьютерными технологиями. То же самое проникает и в лингвистику, сегодня это одно из самых цифровых направлений подготовки. То есть взаимопроникновение и пересечение идет очень серьезно.


    Однако это касается далеко не только высшего образования: профессиональное образование, которое дает колледж сегодня, также должно учить современным коммуникационным, компьютерным технологиям, умению работать с клиентами, продолжает Абанкина.


    Впрочем, у многих университетов уже есть подобный опыт: многие ведущие университеты отрабатывали включение дополнительных дисциплин, курсов в свою образовательную программу, отмечает профессор Института образования НИУ ВШЭ. «Но это легко говорить в отношении вузов, имеющих право на свои собственные профстандарты. Речь идет о МГУ, СПбГУ или ВШЭ, национальных исследовательских университетах», — отмечает она.


    Те же, кто работает по стандартам, имеют довольно жесткий учебный план, рассказывает собеседница «Известий».

    — Поэтому очень важно, чтобы сегодня в рамках этих стандартов были даны возможности для гибкости и адаптивности учебного плана. Это позволит университетам идти по пути индивидуализации, увеличения выбора взаимного зачета тех или других курсов или дисциплин. Один из достаточно простых механизмов здесь — это более-менее смежные направления подготовки, которые будут попадать в эти укрупненные группы. Однако востребованы не только смежные, но и вот такие сквозные направления, как, допустим, цифровая и финансовая грамотность, которые сегодня пронизывают фактически любую подготовку кадров.


    По оценке специалистов, сегодня выпускникам колледжей намного легче найти работу, чем людям с высшим образованием
    Эти профстандарты не мертвые: они постоянно развиваются, но это трудоемкий процесс, отмечает Абанкина. Так, они разрабатываются по заданиям либо Минпросвещения, либо Минобрнауки. Затем эти изменения проходят общественное профессиональное обсуждение, несколько туров экспертиз, и только после этого оно может быть утверждено.


    По новому закону вуз, безусловно, должен будет создать условия для получения студентами нескольких квалификаций, однако выбранное им новое направление подготовки всё-таки должно будет соответствовать базовому образованию, которое студент получил на первых двух курсах, объяснил в разговоре с «Известиями» ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрей Рудской.

    — Если вы учились на инженерном факультете, то, скажем, поступить в магистратуру на юриста будет проблематично в силу отсутствия знания базовых дисциплин. А вот внутри области технических, инженерных знаний это возможно и возможна унификация базового образования, которая позволит после второго курса бакалавриата (это принцип «2+2+2») поменять внутри направления подготовки свой профиль либо уйти в другое направление, например из металлургии в энергетику, и досдать какие-то недостающие экзамены. После окончания бакалавриата студент уже сможет выбрать себе другую профессию в магистратуре — из энергетика уйти в электрики или ядерщики. Конечно, надо будет досдавать другие дисциплины, от этого никто не освобожден.


    Впрочем, в университете будет использоваться система собеседований со студентами, решившими сменить направление подготовки, рассказывает Рудской. «Это нужно, чтобы мы могли понимать, что ими движет, почему они решили сменить то или иное направление. Но это будут собеседования на доброй основе, для того чтобы мы убедились в осознанности этого выбора. Важно, чтобы это решение было обдумано, а главное, чтобы оно опиралось на способности, знаниях и наклонности. Для этого мы будем смотреть и на текущую успеваемость: если, например, у студента будут плохие оценки по математике и физике, а он захочет перейти, в теории, из инженера-электрика в инженеры-физики, то ему придется это доказать. Мы ему не будем запрещать, но ему придется пересдавать и досдавать базовые предметы, которые позволили бы ему комфортно доучиться по новому направлению подготовки», — сообщил ректор.


    Нововведения уже поддержали и в МГУ. «Это позволит построить более гибкую образовательную траекторию, открывает больше возможностей для получения студентами новых компетенций и дополнительных квалификаций одновременно с освоением основной образовательной программы», — ранее заявил проректор МГУ Станислав Бушуев. В университете также подчеркнули, что хотя их программы направлены «прежде всего на фундаментальную подготовку», но при этом «включают в себя возможности междисциплинарной подготовки, самостоятельного выбора межфакультетских курсов».

    Однако самое главное в результате образовательных новшеств — не навредить, отметил ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий. «Тема индивидуальных траекторий в образовании очень интересная, но рациональный отбор студентов нескольких треков должен идти только с учетом потребностей рынка труда. Многие вузы эту опцию будут использовать, в том числе и ВГУ, но делать мы это будем очень аккуратно, чтобы не навредить качеству подготовки наших студентов», — заключил собеседник «Известий».

    Источник: "Известия"