Версия сайта для слабовидящих
  • Новости Федерации профсоюзов Республики Татарстан
  • Визитная карточка
  • Организационная работа
  • Социальное партнерство
  • Социальное развитие
  • Правозащитная работа
  • Охрана труда
  • Молодежный совет
  • Профсоюзное обучение
  • Санатории ФПРТ
  • Пресс-Центр
  • Профсоюз - союз сильных
  • Газета «Новое слово»
  • Музей истории профсоюзов РТ
  • Конкурсы
  • Интернет-приемная
  • Ответы на вопросы
  • Контакты
  • Членские организации
  • Старая главная
  • Старая версия сайта
    г. Казань, ул. Муштари, д.9
    +7 (843) 236-93-14
    30.09.2024

    Темпы роста расходов регионов на социальную политику, национальную экономику и ЖКХ оказались ниже годовой инфляции, следует из доклада ЦБ, который изучили «Известия». Это говорит о сокращении инвестиционных трат субъектов в реальном выражении, даже несмотря на бюджетные кредиты. Причины замедления трат на такие важные направления — не только в высокой базе 2023-го, но и в завершении крупных проектов и уменьшении трансфертов из центра. При этом снижение трат сдерживает и инфляцию. Поможет ли списание части задолженности регионов более активной поддержке инфраструктуры — в материале «Известий».

    На что тратят деньги регионы

    За семь месяцев 2024-го в целом все расходы региональных бюджетов выросли по отношению к аналогичному периоду 2023-го на 8%. При этом стало меньше субъектов, которые увеличили траты — только 71, говорится в сентябрьском докладе ЦБ о региональной экономике («Известия» с ним ознакомились).

    Быстрее всего росли вложения в здравоохранение (+16%) и образование (+12%). Это связано с индексацией зарплат педагогам и медработникам, а также с программами поддержки бюджетников в отдельных регионах (например, выплаты учителям и врачам на первоначальный взнос по ипотеке и компенсации аренды жилья докторам), отмечает регулятор. Также выделялись средства на строительство и капитальный ремонт больниц и школ.

    В то же время расходы на социальную политику, национальную экономику и ЖКХ росли медленнее годовой инфляции, говорится в докладе. Среднегодовой рост цен на конец июля составил 9,13%, следует из данных Росстата.

    В частности, по подсчетам ЦБ, траты на соцполитику выросли лишь на 5,2%. Позитивная динамика в основном складывается за счет крупных субъектов — Москвы, Санкт-Петербурга, Подмосковья. Расходы там приходились на индексацию зарплат, обеспечение пенсионных выплат, а также оказание социальной помощи и строительство специальных учреждений.

    Но в большинстве регионов такие вложения сократились. Главная причина — снижение нагрузки на бюджеты, поскольку Соцфонду передали полномочия по перечислению ряда выплат, отмечается в докладе ЦБ.

    В свою очередь, расходы на национальную экономику выросли только на 3,3%. По оценкам регулятора, сильнее всего — на Урале и Дальнем Востоке. Так, в Челябинской области расширили поддержку сельхозпроизводителей, а в Приморском крае — увеличили расходы на дорожное хозяйство и особые экономические зоны, приводит пример ЦБ.

    На юге средства направлялись на развитие туризма. При этом в Поволжье снизились затраты на транспортную инфраструктуру, так как там закончили крупный инвестпроект — достроили мост через Волгу в Самарской области.

    На 2,2% за семь месяцев выросли расходы на поддержание и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, отмечается в докладе. Так, в южных регионах средства направлялись в основном на строительство и улучшение систем водоотведения и водоснабжения, а на Дальнем Востоке — на обновление инфраструктуры, а также на благоустройство городов.

    «Известия» направили запрос в ЦБ и Минфин о причинах низких темпов роста затрат субъектов по таким важным направлениям, как национальная экономика и ЖКХ.

    На что идут бюджетные кредиты регионам

    То, что затраты субъектов на соцполитику, экономику и ЖКХ оказались ниже инфляции, говорит о сокращении региональных инвестиционных расходов в реальном выражении, объясняет регулятор. Это происходит даже при наличии целевого финансирования за счет инфраструктурных бюджетных кредитов.

    Согласно докладу, в январе–июле консолидированные бюджеты регионов сложились с профицитом в 1,5 трлн рублей — благодаря тому, что их собственные доходы активно росли (почти на 12%). Однако по итогам года, согласно финансовому плану на 2024-й, ожидается дефицит (порядка 1,9 трлн). Как подчеркивает ЦБ, гасить недостачу будут в основном за счет бюджетных кредитов, в том числе инфраструктурных.

    Инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК) выдаются регионам сроком до 15 лет под 3% годовых под наличие конкретного одобренного проекта, объяснила кандидат географических наук, доцент экономического факультета РУДН Татьяна Крейденко. То есть эти средства как раз призваны повысить расходы на инфраструктуру.

    С момента появления ИБК в 2021-м до нынешнего июля таких займов субъектам выдали на 564 млрд, из которых освоено 539 млрд, рассказали «Известиям» в пресс-службе Счетной палаты. Всего завершены 262 объекта из 961 запланированных.

    Регионы России в целом достаточно закредитованы. Власти стремятся снизить их долговую нагрузку — президент распорядился списать субъектам 2/3 долгов по бюджетным кредитам. Ожидается, что с 2025-го по 2028-й это позволит сохранять около 200 млрд ежегодно.

    Эти средства местные власти должны будут направить в свою экономику — например, на строительство, обновление коммунальных сетей, газификацию, прокладку транспортных магистралей. Это позволит высвободить значительные финансовые ресурсы на улучшение инфраструктуры уже в следующем году, резюмировал директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

    Почему расходы регионов оказались ниже инфляции

    Расходы регионов на соцполитику, экономику и ЖКХ выросли медленнее инфляции, во-первых, из-за высокой базы 2023 года, пояснил директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ Президентской академии Дмитрий Землянский. Тогда власти заранее финансировали крупные проекты, которые назрели из-за резкой необходимости в структурной перестройке экономики.

    Например, расходы на ЖКХ по итогам 2023-го выросли более чем на 30%, а на национальную экономику — на 14%. Долгое время поддерживать такие темпы было бы сложно, считает Дмитрий Землянский.

    Во-вторых, по его словам, в 2024-м заканчивается первый цикл проектов, финансируемых через ИБК. В-третьих, в это году сокращается и объем межбюджетных трансфертов (перечислений из федерального бюджета в региональные) — более чем на 7% по итогам восьми месяцев, добавил Дмитрий Землянский. Для многих регионов это серьезный фактор для экономии.

    — Регионы замедляют инвестрасходы из-за недостаточной определенности относительно дальнейших планов развития инфраструктуры как на федеральном, так и региональном уровне, — полагает Татьяна Крейденко из РУДН.

    Вместе с тем некоторые поступления в региональные бюджеты снизились, в частности от налога на прибыль — на 11% за семь месяцев, добавила ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Возможно, потому что экспортеры сырья стали получать меньше прибыли, чем годом ранее, из-за снижения мировых цен на нефть и газ. Регионы меньше зарабатывают и предпочитают экономнее тратить, чтобы сохранить условную «подушку безопасности».

    Дальнейшее замедление расходов может привести к торможению развития экономической инфраструктуры и ухудшению состояния ЖКХ, считает Ярослав Кабаков из «Финам». Как писали в сентябре «Известия», готовность регионов к новому отопительному сезону составляет порядка 75–95%. В некоторых еще предстоит провести ремонт части котельных и сетей, не везде закуплено топливо и аварийное оборудование.

    В целом же темпы роста затрат регионов ниже годовой инфляции в настоящее время выгодны, так как они позволяют сократить денежную массу, считает доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Коваленко. В результате может замедлиться и рост цен.

    Известия

    phone
    Самые важные
    новости в Telegram-
    канале «Профсоюзы
    Татарстана»
    Подписаться