Минобрнауки утвердило новые перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования. Они начнут действовать с 1 сентября 2024 года. В списке появились новые области образования и группы направлений подготовки. Среди них - "Информатика, вычислительная техника и искусственный интеллект", "Образование и педагогические науки", "Лесное хозяйство и лесопромышленные технологии". В отдельные группы выделены "Кораблестроение и морская техника" и "Управление, эксплуатация и инфраструктура водного транспорта".
- Действующие перечни специальностей и направлений утверждались почти 10 лет назад и, очевидно, отстали от современных запросов экономики и рынка труда, - прокомментировал документ глава Минобрнауки Валерий Фальков. - Мир перешел на другой технологический уклад, каждый год появляются новые виды деятельности, новые рабочие места. Стремительно развиваются IT-отрасль, науки о жизни, робототехника и другие направления.
На какие новые направления смогут поступать абитуриенты в 2024 году? Это "Фундаментальная, прикладная и синтетическая биология", "Медицинская микробиология", "Системы искусственного интеллекта", "Техническая кибернетика и информатика", "Социотехнологическое обеспечение национальной безопасности", "Управление специальным информационно-технологическим обеспечением", "Инженерия в агробизнесе" и другие - в целом новые специальности в перечне составляют 20 процентов.
- Уверен, принятый перечень поспособствует развитию университетского образования в нашей стране, - считает председатель Общественного совета при Минобрнауки, сопредседатель Российского исторического общества Александр Чубарьян. - Радостно, что услышаны предложения учебно-методического объединения по истории и археологии о разделении в перечне истории и философии.
По словам декана экономического факультета МГУ им. Ломоносова и председателя Федерального учебно-методического объединения "Экономика и управление", Александра Аузана, в новом перечне, в частности, предусмотрено укрупнение направлений специальностей, которое позволяет сочетать фундаментальную подготовку по широким направлениям "Экономика", "Менеджмент", "Бизнес-информатика", "Государственное и муниципальное управление" с возможностью выбора индивидуальных траекторий учебы. Это делает образование в университете более гибким.
- Новый перечень - только начало преобразований, отмечает Аузан. - В ближайшее время необходимо будет разработать новые федеральные государственные образовательные стандарты.
Изменения в перечне помогут студентам получать дополнительные квалификации в рамках основных профессиональных образовательных программ и, например, получить "на выходе" сразу две квалификации.
Как? Например, абитуриент поступает на укрупненную группу специальностей и направлений "Биологические науки". После того, как пройдена базовая часть программы, он вправе выбрать несколько профилей, допустим, биология и почвоведение, по окончании которых получит квалификации "Бакалавр биологии", "Бакалавр почвоведения". Выпускнику выдается один диплом о высшем образовании, но с указанием в нем этих двух квалификаций и со списком всех освоенных дисциплин.
- Студенты смогут получить второй дополнительный профиль, не снижая уровень фундаментальности и качества образования, - подчеркнул Валерий Фальков. - Возможность менять свою образовательную траекторию даст большую свободу студентам, повысит осознанность выбора направления подготовки и в итоге сделает выпускников более конкурентоспособными.