В Государственном Совете прошли парламентские слушания по проекту республиканского закона «О бюджете Республики Татарстан на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». В обсуждении главного финансового закона республики приняли участие заместитель Премьер-министра Республики Татарстан – руководитель Аппарата Кабинета Министров РТ Шамиль Гафаров, заместитель Председателя Государственного Совета Марат Ахметов, депутаты Государственного Совета, руководители профильных министерств и ведомств, общественных организаций. Провел парламентские слушания председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин.
Парламентские слушания по бюджету традиционно проходят при широком участии общественности. Прямая трансляция заседания была организована на официальном сайте Государственного Совета.
«Предстоящий трехлетний период ожидается непростым», – подчеркнул глава профильного комитета Леонид Якунин, открывая парламентские слушания. Тем не менее, основным приоритетом остается достижение национальных целей развития, а именно – исполнение социальных обязательств и реализация государственных программ.
Как отметили парламентарии, в 2023 году внешние и внутренние условия функционирования российской экономики кардинально изменились. Реализация системных мер поддержки способствовала сохранению финансовой и экономической стабильности в стране. Сейчас идет плавная адаптация экономики к новым условиям и возврат на увеличение ее роста Основной акцент делается на импортозамещении, налаживании новых кооперационных связей, перестраивании логистических цепочек, а также поиске новых рынков сбыта.
Традиционно рассмотрение бюджета республики предваряется прогнозом социально-экономического развития. При разработке республиканского бюджета были учтены следующие показатели социально-экономического развития:
– рост валового регионального продукта на 2,2% в 2024 году, на 4,4% в 2025 году и 2,3% в 2026 году;
– рост индекса промышленного производства на 2,5% в 2024 году, на 4,1% в 2025 году и 1,7% в 2026 году;
– рост реальной заработной платы на 2,4% в 2024 году, на 3,1% в 2025 году и 1,8% в 2026 году;
– рост индекса потребительских цен на 4,5% в 2024 году, на 4% в плановом периоде.
Представляя прогноз социально-экономического развития, заместитель Премьер-министра РТ – министр экономики Мидхат Шагиахметов отдельно остановился на каждой отрасли экономики, детально анализируя возможный потенциал развития и риски.
Бюджет Республики Татарстан на 2024 год внесен Президентом Татарстана в следующих объемах: доходы – 383,9 млрд., расходы – 383,9 млрд. рублей. Бюджет сформирован бездефицитным. В целом доходная и расходная часть консолидированного бюджета на 2024 год прогнозируется в объеме 451,7 млрд. рублей.
Министр финансов республики Радик Гайзатуллин подчеркнул, что формирование доходов осуществлялось на основе доведенного «базового» варианта Министерства экономического развития Российской Федерации и основных показателей социально-экономического развития Республики Татарстан, разработанных Министерством экономики республики. Прогноз по объемам доходов местных бюджетов согласован с муниципальными образованиями без разногласий.
Как отметил министр финансов РТ, в 2024 году прогноз поступления налога на прибыль составляет 112,8 млрд. рублей. Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет прогнозируется в сумме 137,5 млрд. рублей, в республиканский бюджет – 96,4 млрд. рублей. Прогноз поступления акцизов в консолидированный бюджет составляет 43 млрд. рублей. Налог на имущество организаций в 2024 году прогнозируется в размере 39,1 млрд. рублей. Земельный налог, по оценке, поступит в размере 8,4 млрд. рублей. Налог на имущество физических лиц в 2024 году оценивается в сумме порядка 2,7 млрд. рублей.
Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются в объеме 22,4 млрд. рублей, в бюджет республики – 17,3 млрд. рублей. Безвозмездные поступления из федерального бюджета в проекте бюджета в 2024 году учтены в сумме 51,7 млрд. рублей.
Что касается расходной части, традиционно больший объем занимают социальные расходы. В 2024 году расходы консолидированного бюджета на образование составят 138,8 млрд. рублей, республиканского – 80,2 млрд. рублей. Общий объем расходов на содержание и развитие здравоохранения с учетом средств обязательного медицинского страхования составит 108,4 млрд. рублей, из них средства бюджета республики – 38,8 млрд. рублей.
Общая сумма расходов на реализацию социальной политики по консолидированному бюджету прогнозируется в размере 60,3 млрд. рублей, по бюджету республики – 60,1 млрд. рублей. В проекте бюджета учтена индексация социальных пособий и выплат.
Расходы по разделу «Национальная экономика» в 2024 году в консолидированном бюджете запланированы в сумме 104,7 млрд. рублей, в республиканском – 102,6 млрд. рублей.
В разделе «Жилищно-коммунальное хозяйство» прогнозируются расходы по консолидированному бюджету в общей сумме 21,1 млрд. рублей, по бюджету республики – 11,1 млрд. рублей.
Проект бюджета вызвал дискуссию среди парламентариев и приглашенных. Руководитель фракции КПРФ Хафиз Миргалимов отметил, что в целом фракция КПРФ поддерживает основные направления бюджетной политики, сформированные в условиях действия санкций и проведения СВО. В то же время глава фракции обратил внимание коллег на рост цен и отметил, что необходимо приложить усилия для роста доходов граждан.
Хафиз Миргалимов также остановился на вопросах самообложения граждан. В настоящее время такую форму софинансированния социальных проектов местного значения (в первую очередь благоустройства), когда на каждый рубль, собранный гражданами, добавляется еще четыре рубля из республиканского бюджета, предлагается сохранить лишь для сельчан. «Необходимо, чтобы и горожане не почувствовали себя обиженными, в связи с этим предлагаем разработать программу инициативного бюджетирования», – сказал Хафиз Миргалимов.
Депутат Тахир Хадеев поднял вопросы поддержки сельского населения и агробизнеса.
Депутат Государственного Совета, председатель Федерации профсоюзов Республики Татарстан Елена Кузьмичева, принимая участие в обсуждении проекта бюджета, выступила с рядом социальных инициатив, которые касались увеличения зарплат бюджетников. «Вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы, особенно в сфере здравоохранения и образования, остаются первоочередными», – подчеркнула она. В связи с этим Елена Кузьмичева предложила предусмотреть в бюджете РТ средства на индексацию заработной платы, а также продолжить работу по доведению доли должностного оклада в структуре заработной платы работников до рекомендованного Едиными рекомендациями значения.
Заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Сергей Карпухин перечислил ряд мер, которые, по мнению ТПП, способствовали бы развитию бизнеса, в частности предложил увеличить размер выдаваемых бизнесу микрозаймов до 10 млн. рублей и пересмотреть ставки по ряду налогов.
«Бюджет республики на 2024 год на 84% носит социальный характер, – подчеркнул Шамиль Гафаров, подводя итог обсуждения, – еще пять лет назад бюджет республики был 280 млрд. рублей, сегодня 380 млрд. рублей, нефтяные доходы составляли 53%, сегодня 30-35%. Ежегодно мы находим потенциал для роста и развития».
Одновременно с бюджетом республики обсуждается и бюджет Территориального фонда ОМС. Как отметила директор ТФОМС Алсу Мифтахова, в 2024 году доходы составят 79,6 млрд. рублей. Бюджет фонда в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов сбалансирован и планируется бездефицитным.
По итогам парламентских слушаний разработаны рекомендации, которые в обязательном порядке будут учтены при дальнейшей работе над проектом бюджета. Проект бюджета республики уже рассмотрен в большинстве парламентских комитетах по профильным направлениям. В ближайшее время Комитетом по бюджету, налогам и финансам будет подготовлено сводное заключение. Затем законопроект о бюджете республики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов будет рассмотрен в первом чтении на заседании Государственного Совета.
Пресс-служба Государственного Совета Республики Татарстан