Августовское заседание Президиума Федерации профсоюзов РТ, прошедшее под председательством Елены Кузьмичевой в Малом зале казанского Дворца труда, началось с награждения профсоюзного актива Благодарностью Федерации профсоюзов РТ за активное участие во Всероссийском автопробеге профсоюзов «ZА МИР! ТРУД! МАЙ!», «ZА МИР БЕЗ НАЦИЗМА!» и в акции по сбору гуманитарной и финансовой помощи жителям республик ЛНР и ДНР, а также вручения именных стипендий Федерации отличникам-студентам Казанского филиала Академии труда и социальных отношений. Главной же темой заседания стали итоги обучения профсоюзных кадров за 2021-2022 учебный год и задачам на 2022-2023 учебный год.
С докладом по данному вопросу выступила начальник отдела организационной работы Ольга Бухмина. По ее словам, перед профсоюзами, входящими в структуру ФНПР, сегодня поставлена задача сформировать единое образовательное пространство – систему профсоюзного образования, включающую сеть центров профсоюзного образования, связанных единством содержания дополнительных образовательных программ и методического сопровождения обучения. Федерация профсоюзов Республики Татарстан активно вовлечена в данный процесс, что нашло отражение в новых формах и методах работы.
В Федерации профсоюзов, по итогам сводной статотчетности по профсоюзному членству за 2021 год, повысили квалификацию по различным формам обучения 65142 человека профактива республики.
В течение прошлого учебного года на базе Учебно-исследовательского центра профсоюзов проведено 97 семинаров, обучено более 3200 человек, за счет средств ФПРТ обучено 24 группы. В УИЦ ФПРТ традиционно практикуется проведение четырехдневных и двухдневных семинаров по самым разным направлениям и адресованным разной аудитории профактива: для членов комитетов (комиссий) и уполномоченных по охране труда; председателей Координационных советов организаций профсоюзов; юристов, кадровиков, председателей цехкомов и ППО; информработников и бухгалтеров.
«По-прежнему, одним из эффективных способов обучения в ППО, проверенный временем, остаются Школы профсоюзного актива, – отметила Ольга Бухмина. – На 1 января 2022 года в республике действовала 227 ШПА, где за отчетный период обучено 35070 человек».
Спикер отметила, что прослеживается тенденция к снижению количества ШПА и соответственно численности обученных членов профсоюзов. Как показало исследование деятельности профсоюзов Республики Татарстан, инициированное Учебно-исследовательским центром профсоюзов, существует целый ряд причин снижения обучения работников на производстве, среди которых: социально-экономические процессы в обществе, связанные с ликвидацией, оптимизацией организаций; сдержанно-негативное отношение руководства к обучению работников, нежелание прерывать рабочий процесс; нехватка кадров в организациях, в связи с чем увеличивается объем выполняемой работы, соответственно на обучение время не остается; специфичность работы, например, ее сезонный характер, и, как следствие, ограничение возможностей обучения работников.
«В связи с обозначенными проблемами, в целях формирования положительной динамики по количеству ШПА, мы предлагаем организовать сотрудничество нашего УИЦ профсоюзов с Школами профсоюзного актива ППО, – сказала Ольга Геннадьевна. – А также оказывать помощь в создании ШПА в организациях там, где их нет, разработать программы или модули для обучения профактива, применяя весь спектр современных форм и методик».
Также спикер рассказала о разносторонней и многоплановой работе Казанского филиала Академии труда и социальных отношений, Учебно-исследовательского центра ФПРТ, Методического совета ФПРТ, постоянно действующих и выездных семинаров при ФПРТ для профактива республики. Дала подробный обзор эффективной работе по обучению профсоюзных кадров в ряде членских организаций ФПРТ.
Обширный обучающий «ассортимент» ориентирован на молодежь. Это семинары в рамках Школы молодого профсоюзного лидера; обучающие модули в рамках проекта «Молодежная образовательная платформа УИЦ ФПРТ» для членов Молодежного совета ФПРТ, членов комиссий по работе с молодежью. Профсоюзная молодежь принимает участие в образовательных проектах «Профсоюзный урок», «Профсоюзная гостиная», «Профсоюзная смена».
И если «Профсоюзные уроки» в школах республики проводятся уже много лет, то для студентов среднего профессионального образования, обучающихся в колледжах и техникумах Татарстана новый образовательный проект «Профсоюзная гостиная» запущен в 2022 году. Он посвящен 30-летию института социального партнерства в нашей республике и апробирован в 11 учебных заведениях среднего профессионального образования, с общим охватом более 1000 учащихся.
Этим летом при поддержке Министерства по делам молодежи Республики Татарстан и Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав реализован образовательно-просветительский проект ФПРТ «Профсоюзные смены» в трех десятках детских оздоровительных лагерях республики. В нем приняли участие более 4500 школьников младшего и среднего звена.
Вместе с тем, были обозначен ряд проблем, препятствующих повышению эффективности обучения профактива. В их числе отсутствие у ряда членских организаций системности профсоюзного образования, остаточный принцип финансирования образовательной деятельности профсоюзов, недостаточна разъяснительная работа с профактивом о важности повышения уровня знаний для членов выборных профсоюзных органов.
Подводя итог выступления, спикер выделила основные задачи профсоюзного обучения ФПРТ на предстоящий 2022-2023 учебный год. В первую очередь это адаптация к имеющейся системе профсоюзного обучения, разработанную УИЦ профсоюзов Концепцию профсоюзного образования ФПРТ.
«Необходимо и дальше совершенствовать непрерывную систему профсоюзного обучения ФПРТ на базе образовательных учреждений профсоюзов с использованием современных образовательных и информационных технологий, активных методов обучения, обеспечивая системность и регулярность процесса обучения профсоюзных кадров и актива», - сказала Ольга Бухмина.
Далее, по ее словам, необходимо активизировать работу ШПА в первичных профсоюзных организациях, в том числе, прибегая к помощи УИЦ профсоюзов – создавать новые школы для профсоюзного актива с использованием эффективных форм обучения, согласно современным требованиям.
В завершение своего выступления Ольга Геннадьевна обратилась ко всем руководителям отраслевых объединений профсоюзов с предложением заполнить специальный журнал для рекомендаций по обучающему процессу в адрес Федерации, УИЦ профсоюзов и Казанского филиала АТиСО.
«Ваше мнение очень ценно и важно для нас. С помощью обратной связи, мы сможем выявить резервы, упущения, а также получим дополнительную информацию для эффективного построения образовательного пространства ФПРТ», – отметила Ольга Бухмина.
В качестве содокладчиков по обозначенной теме на заседании Президиума выступили и поделились собственным опытом председатель Татарстанской республиканской организации профсоюза работников здравоохранения РФ Гульнар Хуснутдинова, председатель Татарской республиканской организации Общероссийского профсоюза работников культуры Альбина Сабитова, директор Учебно-исследовательского центра профсоюзов Светлана Безбородова, заместитель директора Казанского филиала Академии труда и социальных отношений Александр Сердечный.
Артем Барабанов, фото автора