Вопрос 1. Какими нормативными документами должен руководствоваться работодатель при осуществлении финансирования мероприятий по охране труда и в каких размерах?
Ответ: чтобы обеспечить безопасность работников в процессе трудовой деятельности работодатель обязан разрабатывать и осуществлять мероприятия по улучшению условий и охраны труда.
При планировании мероприятий следует руководствоваться Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года № 181н.
В соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатели должны тратить на решение этих вопросов не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Исключение составляют государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.
Расчёт затрат осуществляется по окончании года на основании сведений бухгалтерского учёта по соответствующим позициям и учитывается в статистической отчётности (форма 7-травматизм по строке «Израсходовано средств на мероприятия по охране труда»).
Вопрос 2. В последнее время введены ряд профессиональных стандартов, в том числе и по охране труда, внесены изменения в Квалификационные справочники. В связи с этим должны ли вносится изменения в наименования должностей?
Ответ: вносить изменения необходимо, если:
– работа в этих должностях связана с предоставлением гарантий и компенсаций, например, досрочная пенсия;
– есть оговоренные законом требования к точному наименованию должности, например, специалист по охране труда (ст. 217 ТК РФ);
– предприятия относятся к государственным организациям, государственным внебюджетным фондам (Фонд социального страхования, Пенсионный фонд), муниципальным или унитарным предприятиям (Почта России, школы, больницы), предприятиям, в установленном капитале которых 50% акций находится в государственной или муниципальной собственности.
В остальных случаях требования профессиональных стандартов и Квалифицированных справочников носят рекомендательный характер. Санкции за их неприменение не предусматриваются.
Вопрос 3. Что такое аутсорсинг в области охраны труда? В каких случаях работодатель имеет право на данный вид услуги?
Ответ: Аутсорсинг в сфере охраны труда – это комплексное сопровождение организации по вопросам охраны труда в процессе ее текущей деятельности в соответствии с гражданско-правовым договором.
Существует несколько вариантов аутсорсинга в сфере охраны труда. Один из них – осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда, в числе которых разработка локальных нормативных актов по охране труда, подбор средств индивидуальной защиты, проведение инструктажей и организация обучения по охране труда, расследование несчастных случаев и другое.
Такая возможность на основании ст. 217 Трудового Кодекса Российской Федерации есть у работодателей, непроизводственной сферы с численностью работников не превышающей 50 человек.
При этом работодатель должен знать, что право на оказание услуг по аутсорсингу в сфере охраны труда имеет организация, которая прошла уведомительную аккредитацию в соответствии с приказом Минздравсоцразвития № 205н от 1 апреля 2010 г. «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация», и занесена в соответствующий реестр.
Вопрос 4. Какие методы контроля за охраной труда сегодня применяют работодатели, чтобы обеспечить безопасные условия труда работающих?
Ответ: Одним из методов контроля за соблюдением надлежащего уровня обеспечения охраны труда является трехступенчатый контроль.
Трехступенчатый контроль по охране труда – это система мониторинга, состоящая из трех уровней (ступеней), позволяющая осуществлять непрерывное наблюдение за качеством охраны труда, обеспечением требований к безопасности рабочих мест, условиями трудовой деятельности работников и др.
До недавнего времени действующее законодательство не регламентировало обязательность в проведении этой процедуры.
Однако с вступлением в силу Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.08.2016г. № 438н работодатель обязан вести ступенчатые формы контроля за охраной труда в организации на каждом уровне управления.
Законодательством не оговаривается количество ступеней контроля. Их работодатель определяет сам исходя из особенностей производства.