Декада профсоюзного обучения в Федерации профсоюзов Республики Татарстан стартовала сегодня в Малом зале казанского Дворца труда. В торжественном открытии Декады приняли участие руководители отраслевых республиканских комитетов, Учебно-исследовательского центра ФПРТ, Казанского филиала Академии труда и социальных отношений, Федерации профсоюзов РТ, члены Методического совета ФПРТ, профсоюзный актив республики.
С приветственным словом в режиме видеосвязи к коллегам обратились председатель Федерации профсоюзов РТ Елена Кузьмичева, заместитель председатель Федерации Независимых профсоюзов России, председатель Методического совета Федерации Независимых профсоюзов России Александр Шершуков, вице-президент – исполнительный директор Института профсоюзного движения ОУП ВО «АТиСО» Татьяна Водопьянова.
Елена Кузьмичева отметила важность непрекращающегося процесса образования и повышения квалификации для профсоюзных работников и актива в современных быстро меняющихся условиях. Она отметила, что эффективная профессиональная деятельность сегодня сопряжена с его постоянным обучением и совершенствованием. В Учебно-исследовательском центре ФПРТ это реализуется через систему корпоративного надпрофессионального образования. УИЦ реализует основные идеи Концепции профсоюзного образования ФНПР с сентября 2020 года в проекте «Профсоюзный университет». Созданный в рамках программы «Стратегия профсоюзного образования 2020-2023» и утвержденный в сентябре 2020 года на методическом совете ФПРТ, проект включает в себя целый ряд современных образовательных программ, востребованных профсоюзной аудиторией.
Александр Шершуков рассказал о новой Концепции профсоюзного образования ФНПР, задача которой – выстроить единую систему взаимодействия Института профсоюзного движения АТиСО и учебных центров членских организаций. На сегодня, по словам зампреда, такого единства не существует. Сама идея профсоюзного образования в разных регионах понимается по-разному с соответствующими результатами. Мало того, что порой подготовка профсоюзных работников и актива в учебных центрах страны отстает от современных требований и образовательных технологий, отмечает спикер, так часто в качестве преподавателей привлекаются люди, не имеющие ничего общего с профсоюзами и профсоюзной идеологией. К тому же ряд учебных центров практикует обучение непрофсоюзной аудитории.
«Учебные центры должны работать с профильной аудиторией, – сказал Александр Шершуков. – Причем привлекать к обучению необходимо не только профсоюзных руководителей и актив, но и штатных профсоюзных работников – тех же сотрудников аппаратов отраслевых и территориальных профсоюзных объединений».
Для выполнения стратегических задач Концепции, по словам Шершукова, необходимо сформировать единое образовательное пространство ФНПР с едиными методическими материалами и подходами к организации обучения – через систему, включающую сеть центров профсоюзного образования, связанных единством содержания дополнительных образовательных программ и методического сопровождения обучения.
Вице-президент – исполнительный директор ИПД АТиСО Татьяна Водопьянова в своем выступлении отметила, что сегодня мир вошел в совершенно новую систему цифровой экономики, которая, при всех ее плюсах, разрушает традиционные трудовые коллективы и ставит перед мировыми профсоюзами новые проблемы и вызовы. И в этом новом мире подход к профессиональному образованию совершенно меняется.
Она сослалась на слова генерального директора Международной организации труда Гая Райдера, который сказал, что прежняя модель «учимся, работаем, уходим на пенсию» сегодня уже не применима. Непрерывное образование в течение всей трудовой деятельности современного специалиста становится насущной необходимостью.
При этом, по словам Татьяны Водопьяновой, базовые принципы образовательного процесса должны включать в себя опережающий характер содержания обучения по отношению к текущим задачам, стоящим перед профсоюзами; ориентацию на развитие работника как личности; создание условий для непрерывного образования.
«В ближайшие 5-8 лет на цифровые платформы уйдет до 15 миллионов работников, – говорит Татьяна Павловна, – от курьеров и водителей до IT-специалистов. Позиция профсоюзов однозначна: эти люди должны быть штатными сотрудниками и защищены Трудовым кодексом».
По мнению спикера, это возможно только при условии сильной профессиональной профсоюзной защиты, которую должны осуществлять качественно подготовленные профсоюзные работники. В свою очередь, таких работников может обучить только современная профсоюзная образовательная система по подготовке и переподготовке профсоюзных кадров – очная и дистанционная.
«Быть современными и идти в ногу со временем – другого пути у нас сегодня нет», – подытожила Татьяна Водопьянова.
Заместитель председателя Федерации профсоюзов РТ, председатель Методического совета ФПРТ Марат Гафаров поблагодарил всех выступивших коллег и напомнил, что Декада профсоюзного обучения в Федерации профсоюзов Республики Татарстан продлится с 22 ноября по 3 декабря. В ее рамках состоятся лекции, семинары, тренинги, квесты для профсоюзного актива, а также флешмоб "Профсоюзный лайфхак за 5 минут", «круглый стол» на тему социальной поддержки молодым семьям, оказываемой на предприятиях и в организациях республики, который пройдет на базе профсоюзного санатория «Ливадия-Татарстан» и семинар, посвященный Дню матери на тему «Профсоюзный вопрос: социальная роль женщины в современном мире». Декада завершится праздничной встречей, посвященной юбилею Учебно-исследовательского центра, «А нам 60!».
Артем Барабанов, фото автора