Версия сайта для слабовидящих
  • Новости Федерации профсоюзов Республики Татарстан
  • Визитная карточка
  • Организационная работа
  • Социальное партнерство
  • Социальное развитие
  • Правозащитная работа
  • Охрана труда
  • Молодежный совет
  • Профсоюзное обучение
  • Санатории ФПРТ
  • Пресс-Центр
  • Профсоюз - союз сильных
  • Газета «Новое слово»
  • Музей истории профсоюзов РТ
  • Конкурсы
  • Интернет-приемная
  • Ответы на вопросы
  • Контакты
  • Членские организации
  • Старая главная
  • Старая версия сайта
    г. Казань, ул. Муштари, д.9
    +7 (843) 236-93-14

    Учебно-исследовательский центр профсоюзов Татарстана в этом году отмечает свое 60-летие. В Российской Федерации это одно из старейших учебных заведений дополнительного профессионального образования в сфере подготовки и повышения квалификации профсоюзных кадров и актива. Сегодня об истории и сегодняшнем дне профсоюзного образования мы беседуем с председателем Федерации профсоюзов Республики Татарстан Еленой Кузьмичевой и директором Учебно-исследовательского центра профсоюзов Светланой Безбородовой.

    – Елена Ивановна, наверное, Учебно-исследовательский центр появился 60 лет назад не на ровном месте, ведь профсоюзное обучение существовало и до этого?

    Елена Кузьмичева: – Конечно. Вопрос подготовки и повышения квалификации профсоюзных кадров встал, что называется, ребром уже на заре Советской власти, практически одновременно с вопросом массовой ликвидации безграмотности граждан бывшей Российской империи. Советским профсоюзам, стремительно увеличивающим свою численность и влияние в стране, требовались квалифицированные кадры, руководители, специалисты по различным направлениям. И в 1919 году решением II Всероссийского съезда профсоюзов была создана Инструкторская школа Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов с целью «подготовки квалифицированных работников профессионального движения».

    – А на местах?

    Е.К.: – На местах профсоюзы, согласно решениям того же съезда, должны были использовать школы по подготовке квалифицированных рабочих кадров для организации в них курсов, лекций по вопросам теории и практики рабочего движения. В Казанской губернии в 1919 году возникла губернская профсоюзная секция при совпартшколе. Процесс профсоюзного образования был запущен.

    Задача организации подготовки квалифицированных работников профсоюзного движения стала центральной. Главная цель – подготовка ответственных профсоюзных работников губернского масштаба из рабочих, работающих в профсоюзном движении и нуждающихся в систематизации, углублении своих знаний, расширении опыта в части профсоюзной работы. Причем эта работа осложнялась низким общеобразовательным уровнем: часть профсоюзных кадров и профактива имела начальное образование, а большинство были неграмотными, поэтому подготовка профсоюзного актива велась одновременно с обучением их чтению и письму.

    Что касается профсоюзной учебы, то главный акцент делался на организацию практической работы профсоюзов по охране труда, социальному обеспечению, рабочему праву, разработке тарифов, направлениям работы, формирующим знания по важнейшим задачам конкретного времени. В 1920 году ВЦПС направил территориальным и отраслевым профорганам письмо «О выработке общей программы краткосрочных курсов по подготовке работников профдвижения». Тогда же издательство ВЦСПС выпустило несколько пособий для профсоюзных курсов, кружков, справочников, методических материалов.

    В 1920 году на I съезде профсоюзов ТАССР к основным причислены следующие направления работы Татоблсовпрофа: ликвидация профессиональной безграмотности, организация профессионально-технического образования, производственная пропаганда, подчинение театральной и библиотечной работы целям просветительства, ликвидация общей безграмотности, безграмотности и малограмотности в области теории и практики профсоюзного и рабочего движения. Кроме того, съезд профсоюзов республики решил: устраивать специальные эпизодические и цикловые лекции, беседы; ввести в школах в качестве обязательного предмета преподавание истории и практики профессионального и рабочего движения; принять самые энергичные меры к изданию профсоюзами собственного печатного органа.

    Вопросы организации обучения и подготовки профсоюзных кадров и актива обсуждались на последующих восьми съездах профсоюзов республики, проходивших в 1921-1932 годах, а в последующие годы – на межсоюзных конференциях. В 1922 году в числе приоритетных названы задачи ликвидации политической неграмотности среди членов союзов; изучения истории профсоюзного движения; ознакомления с целями и задачами профсоюзов, их структурой, создание с этой целью соответствующих кружков, курсов. Одновременно профсоюзы Советской Татарии принимали серьёзное участие в организации профтехнического образования. Основными базами повышения квалификации стали школы фабрично-заводского ученичества, профтехнические курсы с освещением в них профдвижения. Профсоюзы участвовали в разработке программ для них. Осенью 1930 года в ТАССР была организована областная профсоюзная школа с десятимесячными курсами в 1930-1931 учебном году, годичными – в 1931-1932 годах. Всеми видами массовой профсоюзной учебы в 1932 году было охвачено более двух тысяч человек. Но наибольшего размаха профсоюзное обучение достигает уже в послевоенное время.

    – Это время еще называют временем расцвета профсоюзов.

    Е.К.: – Совершенно верно. Членами профсоюза были в то время практически все работающие граждане СССР, а также студенты средних и высших учебных заведений. Таким образом, советские профсоюзы в то время были огромной многомиллионной армией, со сложной многоплановой и многоотраслевой структурой, своими задачами, функциями и традициями. Естественно, что «личный состав» этой армии необходимо было системно обучать. Ведь на профсоюзную работу шли, что называется, от станка: обычные рабочие, служащие безо всякого специального профсоюзного образования. Их просто избирали трудовые коллективы. И вот такой председатель профкома, вчерашний токарь, инженер или научный сотрудник, должен был сразу включиться в процесс непривычной и незнакомой ему профсоюзной работы. А ведь были еще и другие сотрудники профкома – оргработники, юристы, технические инспекторы, финансисты, ответственные за спорт и культмассовый сектор… Всех их нужно было обучать.

    На I межсоюзной конференции профсоюзов республики в 1948 году была названа неотложной задача организации межсоюзных курсов и семинаров по подготовке и переподготовке руководящих профсоюзных работников. Подчеркивалась необходимость обобщения и распространения положительного опыта работы цеховых комитетов и профгрупп. С этого же года в Татоблсовпрофе работал областной кабинет профсоюзной работы. Формы его работы – организация лекций для профактива Казани, чтение лекций непосредственно на предприятиях. Темы лекций: учение Маркса – Энгельса – Ленина о профсоюзах, о Всемирной федерации профсоюзов и др. Проводились пяти-, десятидневные семинары, в работе которых участвовало тысячи профсоюзных активистов.

    В 1954-1956 годах профкабинет Татоблсовпрофа провёл 45 групповых и более восьмисот индивидуальных консультаций по вопросам практики профсоюзной работы. В городах и районах республики для профактива прочитаны сотни лекций и докладов на общеполитические естественно-научные, экономические и профсоюзные темы. Татарский областной совет профсоюзов на семинарах обучил около четырех тысяч профсоюзных активистов, Из них около трех тысяч – в сельских районах. С 1958 по I960 год на профсоюзных курсах и семинарах в Татарии было обучено около 70 тысяч человек. А в 1960-1961 годах на курсах и семинарах обучено уже 119 тысяч человек.

    – Масштабы впечатляют даже в наше время Интернета, Zoom’а и видеоконференций.

    Е.К.: – Конечно. А ведь тогда обучались только в очном режиме. Но мы уже подошли к году рождения УИЦ профсоюзов Татарстана. В 1961 году при Татоблсовпрофе были созданы профсоюзные курсы и Учебно-консультационный пункт Высшей школы профсоюзного движения. Именно они стали предшественниками нынешнего Учебно-исследовательского центра профсоюзов, и именно с этого года мы ведем отсчет нашей истории. А еще через десять лет, в 1971 году, в Казани было построено четырёхэтажное здание профсоюзных курсов Татарского областного совета профсоюзов на улице Бутлерова, 30. Обучение проходило от одной до четырёх недель. В последующем слушатели профсоюзных курсов получали дополнительные знания по различным вопросам социально-экономической защиты людей труда и членов их семей, профсоюзного строительства. В 1971 году в Альметьевске, Набережных Челнах, Нижнекамске, Бугульме, Чистополе, Буинске, Зеленодольске были открыты филиалы профсоюзных курсов Татарского областного совета профсоюзов. Главная задача курсов – обучение вновь избранных профсоюзных работников и профсоюзного актива, постоянно действующих производственных совещаний, ревизионных комиссий, казначеев. На курсах обучались и работники аппаратов райкомов, обкомов профсоюзов, актив культурно-просветительных и физкультурных учреждений и т.д. Курсы совместно с методическим советом Татоблсовпрофа оказывали организационную и методическую помощь фабрично-заводским, местным комитетам профсоюза в обучении актива непосредственно на предприятиях, учреждениях. А статус и собственно название Учебно-исследовательского центра профсоюзные курсы Татоблсовпрофа получили 17 апреля 1990 года.

    – Вопрос к Светлане Валентиновне. Вы возглавили Учебно-исследовательский центр Федерации профсоюзов РТ в начале 2020 года. С того времени под Вашим руководством внедрены новые программы, формы, методы и современные дистанционные образовательные технологии обучения профсоюзного актива и социальных партнеров. Что сегодня включает в себя профсоюзное образование в УИЦ?

    Светлана Безбородова: – Практически все аспекты современной профсоюзной работы: от азов правозащитной деятельности и социального партнерства до охраны труда и информационной работы. Мы проводим специальные психологические тренинги, направленные на командообразование, овладение проектными компетенциями, развитие коммуникативности и умения вести переговоры. Наша аудитория – это вновь избранные председателей первичных профсоюзных организаций, профгрупп и профбюро, уполномоченные по охране труда, молодежные профсоюзные лидеры, информационные работники, профсоюзные правозащитники, бухгалтеры и оргработники.

    Целями обучения профсоюзных кадров и актива являются развитие у профсоюзных лидеров, профсоюзных работников и актива навыков и умений, получение современных знаний, необходимых для успешного решения задач, стоящих перед профсоюзом; создание условий для постоянного профессионального и личностного роста, самореализации профсоюзных работников и активистов.

    Особо отмечу, что УИЦ ставит своей целью повышение личной заинтересованности профсоюзных кадров в получении профессиональных знаний в дальнейшем. Я твердо уверена, что обучение не должно быть скучным и монотонным. Человек должен хотеть вернуться к нам для дальнейшего обучения и совершенствования. Только так мы сможем создать систему постоянного повышения конкурентоспособности профсоюзных кадров на первичном, отраслевом, территориальном и федеральном уровнях.

    И я имею в виду не только внутрипрофсоюзную работу, но и деятельность в рамках социального партнерства. Мы в Татарстане хорошо знаем, какие в нашей республике высокие требования к компетентности чиновников и руководителей самого разного уровня, поэтому профсоюзные работники должны соответствовать своим визави. Только в этом случае двух– и трехстороннее сотрудничество будет по-настоящему равным.

    Кстати, неоднократно съездами Федерации Независимых профсоюзов России отмечалось, что профессионализм и ответственность профсоюзных кадров, компетентность и активность руководителей профсоюзных организаций и членов выборных профсоюзных органов являются определяющими факторами эффективности работы профсоюзов по защите социально-трудовых прав и интересов работников. К этому нечего добавить.

    – В чем Вы видите главные задачи, стоящие сегодня перед Учебно-исследовательским центром?

    С.Б.: – Быть максимально актуальным, удовлетворять самым современным требованиям профсоюзного образования. Задача каждого из нас сегодня – учиться действовать и принимать решения в условиях, далеко не идеальных. Современный мир меняется от поколения к поколению, а в наших рядах – профсоюзных работников, активистов – есть и самые юные, и убелённые сединами. Но от каждого работающего ждут демонстрации не только привычных уже знаний, умений и навыков, но и комплекс универсальных компетенций, освоить которые в настоящее время крайне важно.

    К сожалению, не хватает именно тех, кто обладает не только профессиональными квалификационными компетенциями, но и надпрофессиональными, так называемыми «Soft skills». Здесь имеем в виду прежде всего коммуникативные навыки – умение общаться, управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, выступать публично, убеждать в своей правоте, мотивировать, вдохновлять и т.д.

    Размышляя над планами и проектами деятельности Учебно-исследовательского центра профсоюзов мы пришли к логичному выводу, с которыми и вы согласитесь: акцент в профсоюзной работе надо делать на молодежь. Именно она является сегодня локомотивом перемен. С её подачи формируется новый фундамент рынка труда. Дети третьего тысячелетия, цифрового «поколения Z» ориентированы на получение удовольствия прежде всего – от жизни, деятельности, какими бы ни были её результаты. А ведь еще их родители и даже старшие братья и сёстры ориентировались на эффективность как на ключевую ценность. Хотим мы того или не хотим, это необходимо учитывать, и поэтому сегодня необходимо внедрять в образовательный процесс интерактивные технологии обучения, подразумевающие использование более сложных процедур взаимодействия обучаемого с материалом, нежели привычные тесты и упражнения с требованиями выбора правильного ответа.

    Что же касается ближайших перспектив, то в этом учебном году Учебно-исследовательский центр профессиональных союзов Республики Татарстан намерен продолжить осуществление деятельности по двум ключевым направлениям. Первое направление – это создание системы корпоративного надпрофессионального образования с целью пропаганды имиджа профсоюзного движения. Данный подход отражен в Концепции профсоюзного образования ФНПР, принятой в марте 2021 года, в которой говорится о необходимости формирования многоуровневой системы профсоюзного образования. УИЦ реализует основные идеи данной Концепции с сентября 2020 года в проекте «Профсоюзный университет». Именно современные вызовы рынка труда послужили разработке и реализации этого проекта.

    Второе направление работы УИЦ – исследовательская деятельность. Нас интересуют самые разные аспекты, касающиеся социальной сферы. Например, где предпочитают трудиться молодые работники – на «родном» предприятии по специальности или там, где заплатят больше? Какие виды досуга и отдыха, развития собственного и своей семьи предпочитают те, кому за 30, и где – в своём районе, городе или в немалом отдалении от него? Почему умные и продвинутые рабочие, инженеры, руководители среднего звена не спешат заявить о себе, уклоняются от разного рода карьерных предложений, в том числе и в профсоюзном направлении? Как относятся к браку те, кому пора подумать о семье и детях? И так далее.

    – Светлана Валентиновна, Вы упомянули проект «Профсоюзный университет». Что это такое?

    С.Б.: – Строго говоря, проект настолько масштабный, что это тема отдельного интервью, но все же попытаюсь вкратце раскрыть его суть. Данный проект, созданный в рамках программы «Стратегия профсоюзного образования 2020-2023», был утвержден в сентябре 2020 года на методическом совете Федерации профсоюзов Татарстана. Проект включает в себя ряд образовательных программ. Например, онлайн-программа «Мастера – Masters» ориентирована на руководителей республиканских организаций отраслевых профсоюзов и профсоюзных организаций численностью более тысячи членов профсоюза, а также их замов. Цель проекта – развитие и изучение новых форм работы в области профсоюзной деятельности. Этапы программы включают в себя ряд тем: Профсоюзное наставничество как инвестиции в человеческий капитал; Современная модель профсоюзного движения; Коллаборация профсоюзного опыта и цифровых технологий.

    Следующая образовательная программа, «Молодежная образовательная платформа – Youth Education Platform», адресована руководителям и активистам молодежных советов (объединений) республиканских организаций отраслевых профсоюзов. Ее цель – повышение уровня компетенций молодежи в области деятельности, обеспечивающей реализацию молодежной политики в профсоюзах.

    Программа «Лаборатория социальных компетенций – Social Competence Lab.» предназначена для обеих вышеперечисленных групп профсоюзных работников и преследует цель повышения уровня надпрофессиональных навыков путем взаимодействия молодежи и их наставников – руководителей профсоюзных организаций.

    Программа «Профсоюз – 2023» рассчитана на самую широкую аудиторию членов профсоюзов и профсоюзный актив республики. Ее задача – оказание услуг по организации обучения профсоюзного актива и членов профсоюза путем проведения очного или дистанционного обучающего мероприятия. В рамках программы изучаются целый ряд надпрофессиональных компетенций: цели, технологии, управление профсоюзной организацией, универсальные социальные компетенции профсоюзного лидера, современные подходы к мотивации профсоюзного членства, стресс-менеджмент и профилактика профессионального выгорания профсоюзного специалиста, стратегия и тактика ведения переговоров, развитие компетенций молодежного профлидера, современные технологии эффективной коммуникации и множество других.

    Программа «Прикладной Profsouz» рассчитана на повышение уровня компетенций работников аппарата Федерации профсоюзов Республики Татарстан, а также руководителей координационных советов Профсоюзов в муниципальных образованиях Республики Татарстан.

    – Каковы достижения «Профсоюзного университета» в минувшем учебном году?

    С.Б.: – По программе «Мастера – Masters» прошло обучение 282 человека; по «Молодежной образовательной платформе – Youth Education Platform» – 660 человек; в «Лаборатории социальных компетенций – Social Competence Lab.» – 120 человек; в «Профсоюзе – 2023» прошло обучение 212 человек. В целом же по программам профсоюзного образования в рамках реализации проекта «Профсоюзный университет» обучено 1864 человека. Учитывая условия антиковидных ограничений, считаю, что это совсем неплохо.

    Следует отметить, что «Профсоюзный университет» для УИЦ это не единственная образовательная программа. Важнейшим направлением работы УИЦ профсоюзов является обучение руководителей, специалистов, уполномоченных по вопросам охраны труда. Занятия проводят преподаватели – специалисты высшей квалификационной категории, имеющие большой практический опыт в области охраны труда. За тот же период 2020-2021 учебного года нами было обучено 737 человек в составе 30 групп. Проводит научно-практические конференции, на которые приезжают коллеги из других регионов России. Например в НПК «Стратегия модернизации профсоюзного образования», прошедшей 17-18 декабря 2020 года, приняли участие 117 человек из Чечни, Мордовии, Удмуртии, Ставропольского края, Самарской, Кировской областей, Белгорода, Брянска, Нижнего Новгорода.

    Учебно-исследовательский центр профсоюзов РТ планирует проведение практической конференции по итогам первого блока исследования в области молодежной политики по теме «Система и механизмы развития молодежной политики в профсоюзах». Целью исследования является анализ актуального состояния молодежной политики профсоюзных организаций РТ для выявления общественно-политических и социально-экономических проблем в молодёжной среде.

    – И как итог…

    Елена Кузьмичева: – В качестве итога можно привести знаменитую ленинскую цитату: «Учиться, учиться и учиться!». Это утверждение, бывшее справедливым и актуальным сто лет назад, таковым остается и сегодня. Постоянное образование в нынешних быстро меняющихся условиях – когда мы стоим перед фактом не только стремительного развития научно-технического прогресса и информационного поля, но и качественного изменения современного общества, смены и трансформации поколений – становится жизненно необходимым. Получить высшее образование и даже ученую степень сегодня совершенно недостаточно. Современные учебники по целому ряду дисциплин устаревают уже на стадии подготовки их к печати. Наши дипломы и знания, полученные тридцать, двадцать, десять и даже пять лет назад – тоже. Поэтому эффективная профессиональная деятельность профсоюзного работника сегодня сопряжена с его постоянным обучением и совершенствованием. Только в этом случае наша работа будет иметь достойные результаты.

    – Спасибо.

    Беседовал Артем Барабанов

    phone
    Самые важные
    новости в Telegram-
    канале «Профсоюзы
    Татарстана»
    Подписаться