• Новости Федерации профсоюзов Республики Татарстан
  • Визитная карточка
  • Организационная работа
  • Социальное партнерство
  • Социальное развитие
  • Правозащитная работа
  • Охрана труда
  • Молодежный совет
  • Профсоюзное обучение
  • Санатории ФПРТ
  • Пресс-Центр
  • Профсоюз - союз сильных
  • Газета «Новое слово»
  • Музей истории профсоюзов РТ
  • Конкурсы
  • Интернет-приемная
  • Ответы на вопросы
  • Контакты
  • Членские организации
  • Старая версия сайта
    г. Казань, ул. Муштари, д.9
    +7 (843) 236-93-14

    Последние недели в профсоюзе работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан прошли в режиме цейтнота! Не отступая от привычных профсоюзных обязанностей, сотрудникам рескома пришлось примерить роль историков, филологов и журналистов. Здесь шел подбор материалов для новой книги: разрабатывалась структура, перечитывалась летопись, продумывалось название. Из всех вариантов комиссия остановилась на одном: «100 лет – благородная миссия». Заглавие говорит само за себя. В 2019 году республиканская организация празднует вековой юбилей. Если быть предельно точными в цифрах и датах, стоит отметить, что первые объединения экипажников (транспортников) в Казани появились еще в 1905-1907 годах. Вскоре они были распущены, но свершившаяся в 1917 году социалистическая Октябрьская революция дала новый виток развитию профсоюзного движения. И именно 1919 год, когда были проведены первые собрания профсоюзов транспортных рабочих, шоферов и авиатехников, рабочих и служащих трамвая, артиллерийского склада, грузчиков; когда принималось решение о создании в Казани единого профсоюза транспортных рабочих; когда был утвержден его Устав и 25 января проведен Учредительный съезд, стал отправной точкой столетней истории Татпрофтрансдора… В юбилейный для рескома год о прошлом и настоящем организации, а также ее перспективах – в интервью с руководителем профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РТ, почетным дорожником России, заслуженным строителем Республики Татарстан Юрием Николаевичем Даниловым. 

    - Юрий Николаевич, нынешний год юбилейный для многих республиканских комитетов профсоюзов! Дата их образования действительно тенденциозна и связана с событиями, происходившими в стране, верно?
    - Наша история тесно переплетена с главными вехами становления и развития автомобильного транспорта и дорожного хозяйства в России и республике и, конечно, многими общественно-политическими событиями. В этих процессах четко прослеживается роль профсоюзов. Об этом, к слову, немало говорится в книге…
    - Учредительный съезд 1919-го, создание Союза транспортных рабочих, а как дальше складывалась судьба профсоюза?
    - Большую историческую значимость для наших профсоюзов имело создание в 1920 году Татарской АССР, получившее серьезную поддержку рабочих бывшей Казанской губернии. В том же году состоялась первая Казанская губернская конференция транспортных рабочих, главными тезисами которой стали борьба с разрухой, увеличение производительности труда на транспорте, установление твердой дисциплины и ликвидация безграмотности.

    Позднее, что характерно для всего профсоюзного движения в целом, мы переживали период объединений, разукрупнений. Так, в 1932 году был создан Союз шоферов и авиаработников. В 1934 году Союз авиатранспортников стал самостоятельной организацией. А Союз шоферов с течением времени был преобразован в Татарский областной комитет Союза шоферов. В канун Великой Отечественной войны он был переименован в Татарский обком профсоюза автомобильного транспорта Востока.
    - Юрий Николаевич, коль скоро Вы затронули тему войны, как строилась работа профсоюза в это время? Ведь неизбежным было то, что численный состав профсоюзов заметно сократился, финансирования как такового не было.
    - Защита родины требовала от профсоюзов решения поставленных задач и не предлагала никаких компромиссов. Конечно, нужно отдать должное мужеству и дальновидности таких известных личностей, как Дорофеева, Галеев, в разное время руководивших Обкомом Союза рабочих автотранспорта. С первых дней войны силами профактива принимались оперативные решения, на смену ушедшим на фронт избирали новых профсоюзных членов, которые занимались решением широкого круга вопросов: перестройкой народного хозяйства, строительством оборонных объектов, сбором средств в Фонд обороны и Фонд вооружений, посылок для фронтовиков, заботой об их семьях.

    Только вдумайтесь, общий объем воинских перевозок автомобильным транспортом в ходе войны превысил 800 млн тонн груза! Дорожными войсками отремонтировано и восстановлено свыше 100 тысяч километров дорог и 1300 километров мостов!
    - Цифры впечатляют! А ведь предстоял еще огромный этап восстановления страны в послевоенные годы…
    - И в этот период профсоюзы не подкачали. Быстро адаптировавшись к новым условиям, они включились в подъем промышленности, сельского хозяйства, восстановление разрушенных городов и сел, транспортной и дорожной инфраструктуры, заключение коллективных договоров, которые способствовали перевыполнению производственных планов, улучшению организации труда, социально-бытовых условий. Все это благодаря прекрасным профсоюзным лидерам, организаторам, которые уделяли внимание обеспечению стабильной работы предприятий отрасли, могли найти подход и наладить диалог с руководителями организаций и министерств. Не могу не упомянуть председателей профсоюза Н.Козлова, А.Урасина, Г.Ирзина, Г.Петрова, З.Гатауллину. С большой ответственностью относились они к нуждам трудящихся, ставя в приоритет вопросы социальной защиты человека труда, занимались организацией их отдыха и оздоровления.
    - А как профсоюз пережил перестроечные годы?
    - Начнем с того, что в 1991 году, в связи с переименованием Татарской АССР в Республику Татарстан, наш профсоюз обрел свое нынешнее название. И с этим вступил в очередной этап испытаний: нужно было адаптироваться под изменения политического строя, развитие рыночной экономики, различных форм собственности. Все мы помним, как серьезно 90-ые ударили по российской промышленности и, к великому сожалению, ряд предприятий оказался на грани выживания. Перед профсоюзом в это время стоял один вопрос: как в сложившихся обстоятельствах продолжать защищать трудовые права работающих? Главной формой работы для себя профсоюз избрал ведение переговоров с хозяйственными органами, администрацией предприятий и организаций. Основой его идеологии стало развитие социального партнерства: заключение отраслевых соглашений, коллективных договоров. Благодаря этому и сохранилась в постперестроечный период дорожно-транспортная отрасль республики.
    - Какова структура профсоюза сегодня?
    - Сегодня наша организация объединяет 36 первичных профорганизаций общей численностью без малого 12 000 человек. Мы продолжаем четко придерживаться принципов социального партнерства. Раз в три года с Министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ заключается Отраслевое тарифное соглашение по автомобильному и городскому электрическому транспорту и отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству. Вопросы улучшения социально-экономического положения работников отраслевых предприятий мы всегда поднимаем на ежегодных встречах с правительством республики. Конечно, в приоритете профсоюза – вопрос заработной платы: ежеквартально проводится мониторинг тарифных ставок, сроков выплаты, темпов роста уровня средней и минимальной заработной платы.

    На всех предприятиях, входящих в состав рескома профсоюза, а их 29, заключаются коллективные договоры. И, должен отметить, их качество за последние 10 лет значительно повысилось: снижены нормы выработки для отдельных категорий работников; созданы условия для повышения квалификации и профподготовки; решаются жилищные проблемы работников отрасли; развита система дотаций на питание; расширена социальная поддержка молодежи.
    - Кстати, о молодежи. Насколько она интегрирована в работу профсоюза?
    - Молодежь у нас активная. В феврале 2014 года при рескоме был создан Молодежный совет, все члены которого прошли обучение в Учебно-исследовательском центре Федерации профсоюзов РТ. Сегодня они успешно решают профсоюзные вопросы и достигают определенных успехов. Наша молодежь принимает участие в ежегодном конкурсе «Молодой профсоюзный лидер РТ», занимая в нем призовые места. Есть положительная динамика и в кадровой работе: сегодня 20% от всего числа председателей ППО составляют молодые люди в возрасте до 35 лет. Молодежи интересна профсоюзная работа. У нее есть достойные идеи, мы помогаем их воплощать. И с чувством гордости наблюдаем положительные результаты! Все больше молодых представителей отрасли участвует последнее время в конкурсах профмастерства. Подобные соревнования за звание лучшего в своем деле проходят в МУП «Метроэлектротранс», где разработано «Положение об организации трудового соревнования между работниками трамвайного и троллейбусного депо»; в МУП Казани «ПАТП-2», где устраиваются общегородские конкурсы профмастерства среди водителей и кондукторов.
    - Как аналог чемпионата Worldskills…
    - Да. Кстати, по стандартам Worldskills региональные соревнования рабочих профессий проводятся на базе ОАО «Алексеевскдорстрой». Пару лет назад наши молодые ребята – экскаваторщики, бульдозеристы, машинисты, ставшие победителями отборочного этапа Всероссийского конкурса рабочих профессий в рамках мирового чемпионата среди дорожных рабочих по Поволжскому региону, выступили на Национальном Чемпионате в Краснодаре, заняв все призовые места победного пьедестала за высокий профессионализм.

    Я сам нередко вхожу в состав жюри, оценочных комиссий различных профессиональных и творческих конкурсов и не перестаю восхищаться талантами нашей молодой смены. Они в авангарде и первомайских акций, и работы со старшим поколением – ветеранами отрасли, и благотворительных мероприятий, и в спорте. Не даром статистика посещений странички Молодежного Совета на сайте рескома всегда имеет высокий рейтинг – молодым есть чем поделиться, жизнь у них кипит! Здесь же публикуются репортажи самых знаковых мероприятий, которые мы организуем в рамках реализации молодежной политики профсоюза отрасли. Ярким событием этого лета стал первый молодежный слет «Татпрофтрансдор», прошедший под лозунгом «Время молодых» с 7 по 8 июня. В нем приняли участие представители Миндортранса РТ, Федерации профсоюзов РТ, председатель Молодежного совета «Роспрофтрансдора», представители Министерства по делам молодежи РТ, члены Молодежного совета и председатели профкомов отраслевых предприятий.

    На слете были озвучены ключевые задачи Молодежного совета отрасли, проведены практикумы по разработке так называемых молодежных разделов коллективного договора. Двухдневная программа работы была очень насыщенной: в нее вошли и лекционная составляющая: молодежи рассказали и роли и функциях профсоюзов на современном этапе, и традиционный тренинг на командообразование, и совместный просмотр фильма об истории профсоюзов республики и видеороликов о деятельности предприятий, находящихся на профобслуживании в рескоме профсоюза, и, конечно, занимательная экскурсия по историческим местам Казани. Логическим завершением работы слета стало принятие резолюции – программного документа профсоюзной молодежи на ближайшие годы.
    - С молодежью все ясно. А как в целом налажена система информационного взаимодействия рескома и первичек?
    - В структуре республиканского комитета есть специалист по организационно-информационной работе, как и в отдельных первичных организациях профсоюза. Как отметил выше, у нас есть свой сайт, где публикуются материалы о всех направлениях нашей деятельности, новости, фоторепортажи и так далее. Кроме того, делая ставку на оперативность обмена информацией и на век информационных технологий, пользуемся ресурсами всемирной сети, мессенджеров.
    - Юрий Николаевич, вслед за юбилеем отраслевого профсоюза в будущем году Вы отпразднуете еще одну знаменательную дату – десятилетие у руля Татпрофтрансдора. Ранее – более 40 лет в системе «Татавтодора». С высоты профессионального опыта поделитесь, какой он сегодня – профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного строительства?
    - Это команда единомышленников, так бы я ответил! Уверен, что настоящего профсоюзного работника отличают человечность, коммуникабельность, доброжелательность и, конечно, компетентность. Наши сотрудники обладают ими в полной мере. И мы гордимся своей вековой историей, делами, ветеранами, которые вложили столько сил в развитие профсоюзного движения, и молодежью, которая активно вливается в профсоюзные ряды. Главное в профсоюзной работе – уважение к человеку труда, обостренное чувство справедливости, готовность за нее бороться. На этих принципах будем строить свою работу и дальше.

    Александра Осокина