Версия сайта для слабовидящих
  • Новости Федерации профсоюзов Республики Татарстан
  • Визитная карточка
  • Организационная работа
  • Социальное партнерство
  • Социальное развитие
  • Правозащитная работа
  • Охрана труда
  • Молодежный совет
  • Профсоюзное обучение
  • Санатории ФПРТ
  • Пресс-Центр
  • Профсоюз - союз сильных
  • Газета «Новое слово»
  • Музей истории профсоюзов РТ
  • Конкурсы
  • Интернет-приемная
  • Ответы на вопросы
  • Контакты
  • Членские организации
  • Старая главная
  • Старая версия сайта
    г. Казань, ул. Муштари, д.9
    +7 (843) 236-93-14

    Парад уходов иностранных брендов с российского рынка по большей части не имел рационального, экономического обоснования. Это была акция психологического давления на массовое сознание российского потребителя. Ее задачей было показать, что мир вокруг рядового россиянина, к которому он привык и который был для него в последние годы вполне комфортным, рушится и уже никогда не будет прежним.

    "Впечатляет масштаб этой акции, которая, очевидно, не могла быть осуществлена без прямого давления национальных правительств на свои компании. При этом с точки зрения экономики парад массовых уходов имел очень мало смысла, потому что в 90% случаев уходящих компаний легко могут заменить либо производители из не западных стран, либо местные поставщики. То есть с точки зрения экономики уходы западных брендов из России - это чистые экономические потери и освобождение рынка для конкурентов", - рассуждает директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец.

    Особенно самоубийственно, по мнению эксперта, смотрелись уходы западных брендов с рынка общественного питания. "Совершенно очевидно, что российский фастфуд очень много выиграл от ухода сетевых западных компаний, причем заменить уходящих игроков ему не стоило вообще никакого труда. Сегодня мы видим и на других рынках замещение западных брендов производителями из стран, не участвующих в западных санкциях. Это хорошо видно на рынке сотовых телефонов и прочей информационной техники", - уточняет Зубец. Он считает, что закрытие "Макдональдса" и "Старбакса" не вызвало никаких последствий, кроме потерь у материнских компаний, которые им, кстати, никто не обещал компенсировать. Именно поэтому многие из них спустя некоторое время захотят вернуться. "Кроме этого надо понимать, что западные бренды на российских улицах и полках магазинов - это сильный инструмент культурного влияния, в котором Запад, совершенно очевидно, заинтересован, как и прежде. Может быть, даже гораздо сильнее, чем прежде, потому что попытки влияния на россиян, в том числе и путем санкций, не приносят успеха. Поэтому сегодня мы можем увидеть противоположный процесс. Если раньше западные правительства принуждали свои компании потребительского рынка к уходу из России, теперь мы можем увидеть, как они, наоборот, будут их принуждать вернуться, нанимать персонал, открывать магазины, размещать рекламу, чтобы посредством этих брендов восстановить сеть влияния на массовое сознание в России", - считает Алексей Зубец.

    Впрочем, эксперт считает, что к такому возвращению брендов надо будет подходить с осторожностью. Ведь первоочередной задачей российского правительства является снижение доли западных брендов на российском рынке до предела, когда они не имеют решающего влияния в различных секторах экономики. И чем чаще российский потребитель будет видеть на полках магазинов название на русском языке, тем менее вероятна новая попытка давления западных компаний и стоящих за ними западных правительств на нашу экономику.

    Источник: Российская газета