Версия сайта для слабовидящих
  • Новости Федерации профсоюзов Республики Татарстан
  • Визитная карточка
  • Организационная работа
  • Социальное партнерство
  • Социальное развитие
  • Правозащитная работа
  • Охрана труда
  • Молодежный совет
  • Профсоюзное обучение
  • Санатории ФПРТ
  • Пресс-Центр
  • Профсоюз - союз сильных
  • Газета «Новое слово»
  • Музей истории профсоюзов РТ
  • Конкурсы
  • Интернет-приемная
  • Ответы на вопросы
  • Контакты
  • Членские организации
  • Старая главная
  • Старая версия сайта
    г. Казань, ул. Муштари, д.9
    +7 (843) 236-93-14
    26.11.2020

    25 ноября во втором чтении был принят проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы», а уже на следующий день Государственная Дума РФ одобрила его в третьем чтении. Закон вступит в силу с 1 января 2021 года.

    Пандемия коронавирусной инфекции серьёзно изменила формы занятости работников. Миллионы трудящихся были переведены на удалённую форму работы. В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки было выявлено много проблем в сфере регулирования трудовой деятельности дистанционных работников. Возникли вопросы, связанные с режимом работы и оплатой труда.

    По инициативе депутатов Государственной Думы - членов межфракционной депутатской группы по взаимодействию с профсоюзным движением «Солидарность» - была создана рабочая группа в Комитете ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, которая занималась подготовкой проекта федерального закона ко второму чтению. В состав рабочей группы, наряду с депутатами, вошли представители сторон социального партнерства: Федерации Независимых Профсоюзов России, Российского союза промышленников и предпринимателей, Правительства РФ.

    Рабочая группа подготовила ряд изменений в Трудовой кодекс РФ, направленных на регулирование дистанционной (удаленной) работы. Была серьезно переработана глава 49.1 Трудового кодекса РФ «Особенности регулирования труда дистанционных работников».

    Законопроектом наряду с дистанционной работой на постоянной основе предлагается ввести временную дистанционную работу на определенный срок - до 6 месяцев - и временную дистанционную работу, выполняемую работником периодически.

    Одна из важных новаций проекта федерального закона - исключение возможности установления оснований для расторжения трудового договора непосредственно в самом договоре. Теперь трудовой договор с дистанционным работником может быть прекращен только по основаниям, предусмотренным в Трудовом кодексе РФ.

    Также представителям ФНПР удалось добиться того, что труд дистанционных работников будет регулироваться не только трудовым договором, но и соглашениями, коллективными договорами, а также локальными нормативными актами, принятыми с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

    Стоит отметить, что в случае перевода на дистанционную работу, за работником сохраняются все гарантии по оплате труда. Это указывается в законопроекте.

    Согласно тексту проекта федерального закона, время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включается в рабочее время. Работник будет обязан готовить отчеты, отвечать на письма от работодателя и проводить с ним телефонные переговоры исключительно в рабочее время.

    Законопроект решает проблему обеспечения работника необходимым для выполнения его трудовой функции оборудованием. Обязанность по предоставлению техники, программно-технических средств, средств защиты информации и других средств возлагается на работодателя. При использовании работником собственного оборудования работодатель должен компенсировать соответствующие расходы.

    Отдельная статья законопроекта регламентирует временный перевод работников на дистанционную работу по инициативе работодателя в исключительных случаях, не требующих согласия работника. К данным случаям относятся: катастрофа природного или техногенного характера, производственная авария, несчастный случай на производстве, пожар, наводнение, землетрясение, эпидемия и другие чрезвычайные ситуации. При этом работодатель должен принять локальный нормативный акт с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

    В локальном нормативном акте предусматривается указание одной из причин – случаев – перевода работников; списка переводимых работников; срока такого перевода; порядка обеспечения необходимым оборудованием за счет средств работодателя; режима рабочего времени; порядка и способа взаимодействия работников и работодателей и т.д. По окончании срока такого перевода работодатель обязан предоставить работнику прежнюю работу, предусмотренную трудовым договором.

    В случае если перевод на дистанционную работу работодатель обеспечить не может, то он вправе объявить простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника с оплатой согласно части второй статьи 157 Трудового кодекса РФ.

    Представители ФНПР настаивали на обеспечении работникам оплаты труда за время простоя не по вине сотрудника и работодателя в величине не ниже МРОТ. Однако эта инициатива Федерации не нашла поддержки у правовых служб органов власти. По итогам обсуждения, в законопроекте решили прописать, что простой оплачивается в размере не меньше двух третей тарифной ставки или оклада.

    ФНПР продолжит добиваться внесения изменений в статью 157 Трудового кодекса РФ.

    По материалам Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Аппарата ФНПР

    phone
    Самые важные
    новости в Telegram-
    канале «Профсоюзы
    Татарстана»
    Подписаться