Версия сайта для слабовидящих
  • Новости Федерации профсоюзов Республики Татарстан
  • Визитная карточка
  • Организационная работа
  • Социальное партнерство
  • Социальное развитие
  • Правозащитная работа
  • Охрана труда
  • Молодежный совет
  • Профсоюзное обучение
  • Санатории ФПРТ
  • Пресс-Центр
  • Профсоюз - союз сильных
  • Газета «Новое слово»
  • Музей истории профсоюзов РТ
  • Конкурсы
  • Интернет-приемная
  • Ответы на вопросы
  • Контакты
  • Членские организации
  • Старая главная
  • г. Казань, ул. Муштари, д.9
    +7 (843) 236-93-14
    10.09.2026

    С 1 января 2027 года минимальный размер оплаты труда, по прогнозам, вырастет примерно до 31-32 тысяч рублей, сообщил «Парламентской газете» зампредседателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Каплан Панеш. На что повлияет увеличение минимальной зарплаты и как ее рассчитывают — в нашем материале.

    Как рассчитывают

    МРОТ — это сумма, меньше которой платить своим сотрудникам не может ни один работодатель. Доплаты за особый характер работы или районные коэффициенты начисляют сверх этой суммы. Однако речь идет о зарплате за полностью отработанный месяц, так что если человек трудится, например, на полставки, то и минимальный размер выплат для него будет в два раза ниже.

    Утверждают величину МРОТ на следующий год отдельным законом, его традиционно принимают в конце осени, вместе с бюджетом на предстоящую трехлетку. Закон о повышении МРОТ в Госдуму вносит Правительство.

    Рассчитывают минимальный размер оплаты труда исходя из величины медианной зарплаты за предыдущий год: он должен быть не меньше 48 процентов от этой величины. А медианная зарплата — это параметр, который делит всех работающих на две равные части: у половины зарплата выше этой суммы, у другой половины — ниже. Этот показатель можно рассчитывать в масштабе всего государства, а также отдельно для региона, населенного пункта или отдельного предприятия.

    Еще одно требование — МРОТ не должен быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в среднем по России. Также он не может быть меньше МРОТ, установленного в предшествующем году.

    «С 1 января 2027 года минимальный размер оплаты труда, по прогнозам, вырастет примерно до 31-32 тысяч рублей. Это логичное продолжение политики опережающего роста МРОТ, заложенной в последние годы», — отметил Каплан Панеш.

    Другие выплаты

    Увеличение МРОТ повлияет не только на структуру заработной платы, но и на систему социальных выплат. Например, это пособия по беременности и родам, ежемесячные выплаты по уходу за ребенком до полутора лет. Если женщина официально не имела дохода или ее заработок был ниже установленного минимума, для расчета пособия используют МРОТ.

    МРОТ влияет и на величину алиментов. Если бывшие супруги не получили судебное решение об алиментах или не составили нотариальное соглашение, то алименты рассчитывают следующим образом: четверть МРОТ на одного ребенка, треть — на двоих, половина — на троих и более детей.

    Величина больничных зависит от страхового стажа и среднего заработка сотрудника за предыдущие два года. Если человек в этот период не работал, то средний заработок посчитают равным МРОТ, установленному на день наступления страхового случая.

    Не первый год

    МРОТ в России увеличивают не первый год. Так, в 2021 году он был 12 792 рубля, в 2022-м — 13 890, в 2023-м — 16 242, в 2024-м — 19 242 рубля, в 2026 году — 27 093 рубля.

    Однако сам по себе рост цифр не решает главной проблемы, считает Каплан Панеш.

    «Как только МРОТ повышают, малый бизнес начинает искать лазейки: сокращать сотрудников, переводить на неполную ставку, оформлять по договорам ГПХ или переводить в самозанятые. Формально закон соблюден, а реальный доход работника не вырос», — отметил депутат.

    В итоге, по словам парламентария, получается замкнутый круг: государство поднимает МРОТ, чтобы поддержать людей, а работодатели уходят от налогов и обязательств, оставляя людей без защиты.

    «Пора менять подход: привязать МРОТ не к медианной зарплате, а к реальной стоимости минимальной потребительской корзины с учетом региональных коэффициентов и фактического роста цен на товары и услуги первой необходимости. Ввести почасовую минимальную ставку, как это уже предлагают некоторые депутаты, чтобы защитить работников на неполной ставке и исключить манипуляции с сокращением рабочих часов. Законодательно запретить снижение количества ставок или перевод на ГПХ в период повышения МРОТ в течение как минимум одного года. Установить налоговые льготы для малого бизнеса, который добросовестно повышает зарплаты до нового МРОТ без сокращений и ухода в серые схемы», — считает Каплан Панеш.

    Помимо этого, по его словам, необходимо сделать расчет потребительской корзины открытым и публичным, с ежегодным пересмотром ее состава на основе реальных данных о расходах населения.

    Парламентская газета

    phone
    Самые важные
    новости в MAX-
    канале «Профсоюзы
    Татарстана»
    Подписаться