• Новости Федерации профсоюзов Республики Татарстан
  • Визитная карточка
  • Организационная работа
  • Социальное партнерство
  • Социальное развитие
  • Правозащитная работа
  • Охрана труда
  • Молодежный совет
  • Профсоюзное обучение
  • Санатории ФПРТ
  • Пресс-Центр
  • Профсоюз - союз сильных
  • Газета «Новое слово»
  • Музей истории профсоюзов РТ
  • Конкурсы
  • Интернет-приемная
  • Ответы на вопросы
  • Контакты
  • Членские организации
  • Старая версия сайта
    г. Казань, ул. Муштари, д.9
    +7 (843) 236-93-14

    Научно-практическая конференция «Стратегия модернизации профсоюзного образования – 2020» начала свою работу сегодня в режиме онлайн. Мероприятие проводит Федерация профсоюзов Республики Татарстан и Учебно-исследовательский центр профсоюзов РТ. Тема научно-практической конференции непростая, интересная, содержательная, и поэтому к работе онлайн-форума подключились территориальные объединения профсоюзов многих регионов России.

    С приветственным словом к участникам конференции обратилась председатель Федерации профсоюзов РТ Елена Кузьмичева. Она подчеркнула важность многоступенчатого профсоюзного образования для постоянного совершенствования профсоюзного актива и важность совершенствования самого института профсоюзного образования в современных условиях.

    Пленарное заседание конференции открыл своим выступлением заместитель председателя Федерации Независимых Профсоюзов России Александр Шершуков. Он дал краткий анализ эволюции профсоюзного образования до сегодняшнего дня. По словам Александра Владимировича четко выстроенная система Высшей школы профсоюзного движения (ВШПД) с единой на весь СССР программой обучения профактива в постперестроечный период была практически ликвидирована. Профсоюзные учебные центры по всей стране лишились централизованного финансирования и были брошены на выживание.

    Как отметил Шершуков, в новых условиях «зарабатывания денег» учебные центры профсоюзов были вынуждены больше заниматься обучением юристов-экономистов-менеджеров, а не профсоюзного актива. В результате было многое утрачено. Концепция формирования единого образовательного пространства ФНПР, принятая в 2007 году, по словам Шершукова, не была эффективно реализована, и в настоящее время разработана новая образовательная Концепция, имеющая своей задачей выстроить единую образовательную вертикаль на основе разработанных Институтом профсоюзного движения программ.

    Как сказал зампред ФНПР, аудиторию профактива обучают некие «бременские музыканты», которые обучают чему угодно – ораторскому искусству, командообразованию, умению вести переговоры и т.п. Сложилась парадоксальная ситуация: профактив учат бизнес-тренеры, которые ничего не понимают в профсоюзном движении, а большинство профсоюзных преподавателей ничего не понимают в современных методах преподавания. Новая образовательная Концепция ФНПР будет готова совсем скоро – в начале 2021 года.

    Особый акцент Александр Шершуков сделал на профсоюзном обучении молодежи. «Нам надо понять, для чего мы учим молодежь? – сказал он. – Обучение должно идти одновременно с практической деятельностью внутри профсоюзной структуры».

    «Застарелая проблема – кадровая, – обозначил еще одну болевую точку Александр Владимирович. – Научили молодого перспективного профактивиста, а места ему в профсоюзных структурах нет. Ни перспектив, ни карьерного роста». Знакомая ситуация, не правда ли?

    Заместитель председателя Федерации профсоюзов Свердловской области Алексей Киселёв поделился опытом широкого использования социальных сетей в информационной работе профсоюзов области, а также для обучения профактива и организационного укрепления профсоюзов. Также он рассказал о проведении профсоюзных уроков в школах и профсоюзных смен в летних детских оздоровительных лагерях области.

    Директор Зонального учебно-методического центра Профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Александр Симагин с горечью признал существующие проблемы в образовательной сфере. «Учебные центры профсоюзов – это носители опыта, знаний, традиций. И мы готовы учить профсоюзных работников, но их нет», – сказал он и рассказал о своем видении модернизации системы профсоюзного образования. Представитель старой классической школы профсоюзной учебы, той самой ВШПД, Александр Васильевич отметил, что модернизация не должна быть эдакой социальной революцией, которая разрушает всё «до основанья, а затем…».

    «Модернизация, – сказал он, – должна проходить осторожно, поэтапно, с постепенным включением чего-то нового. Например, дистанционного обучения, которое позволяет охватывать огромную, практически безграничную аудиторию слушателей».

    Кроме того, по словам Симагина, ценность дистанционки еще и в том, что к процессу обучения можно активно подключать талантливых преподавателей из регионов, а также использовать онлайн платформы для обмена опытом.

    Довольно критично Александр Симагин оценивает моду на всевозможные активно-креативные формы обучения. По его словам, это настоящий перекос, когда преподаватель дает тему для обсуждения, разбивает аудиторию на группы, а сам остается в стороне от процесса. «Надо давать знания, а не заниматься играми», – подытожил он.

    Думаю, большой интерес у всех вызвало выступление заместителя директора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» г. Санкт-Петербурга Аслана Кагиева. Вчерашний лидер студпрофкома Уральского федерального университета, он не понаслышке знал о проблемах мотивации профсоюзного членства. «В 2012 году профсоюзы были просто неинтересны студентам, – рассказывает он. – Профчленство в нашем вузе упало до 50 процентов. Студпрофком уже собирались выселять из главного здания УрФУ на периферию в университетский городок».

    По словам Аслана Кагиева, он со своей командой просто решил перезапустить всю деятельность студпрофкома: «Мы решили ответить себе на два вопроса: зачем мы нужны студентам и зачем мы нужны администрации?»

    В результате деятельности нового студпрофкома администрация получила сильного надежного помощника и организатора в работе с абитуриентами и студентами, а студенты получили авторитетного защитника своих прав и креативного организатора всевозможных интересных мероприятий в стенах вуза. Одновременно студпрофком взялся за информационную работу: социальные сети, сайт, газету…

    «Нас не только не выселили, а стали выделять новые помещения в самых лучших локациях, – говорит Аслан Кагиев. – Мы получили коворкинги, новые офисы, творческие пространства и даже открыли студенческую кофейню». А в 2016 году студпрофком УрФУ получил звание лучшей организации студентов в России. «Очень важно быть актуальным, – подвел итог Аслан Кагиев. – Предлагать людям то, в чем они действительно нуждаются».

    Выступивший далее председатель Совета РОО «Союз молодежи предприятий и организаций РТ» Айдар Сагетдинов рассказал о своем видении образовательной деятельности в среде работающей молодежи.

    Заместитель директора по развитию и воспитательной работы Казанского филиала Академии труда и социальных отношений Александр Сердечный подробно остановился на практике успешного сотрудничества Казанского филиала Академии труда и социальных отношений с профсоюзной организацией ПАО «КАМАЗ» в сфере получения высшего образования.

    Директор Учебно-исследовательского центра Федерации профсоюзов Республики Татарстан Светлана Безбородова рассказала о реализации в рамках Стратегии профсоюзного образования 2023 программы «Профсоюзный университет».  

    Также своими идеями относительно тематики научно-практической конференции поделились директор центра развития универсальных компетенций Уральского федерального университета (г. Екатеринбург) Иван Замощанский, руководитель юридической службы АО «Казанский институт по проектированию объектов нефтяной промышленности» Кристина Елынина, бизнес-тренер, ведущий специалист Института дополнительного профессионального образования Казанского национального исследовательского технологического университета, кандидат педагогических наук Венера Токар, заместитель председателя Профсоюзной организации студентов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева по информационной работе Мария Луговская, ведущий специалист отдела по делам молодежи Управления по делам молодежи, физической культуре и спорту Администрации города Кирова Светлана Шабалина, эксперт Федерального агентства по делам молодежи, член совета по делам молодежи при Губернаторе Нижегородской области, заместитель председателя Ассоциации профсоюзных организаций студентов Нижегородской области Татьяна Старова

    Итоги работы первого дня конференции подвели директор УИЦ ФПРТ Светлана Безбородова и председатель Молодежного совета Федерации профсоюзов РТ Наиль Вяльшин. Завтра научно-практическая конференция «Стратегия модернизации профсоюзного образования – 2020» продолжит свою работу.

    Артем Барабанов, фото автора