Учебно-исследовательский центр профсоюзов Татарстана является сегодня форпостом дополнительного образования профработников республики и повышения их квалификации. Центр имеет богатую историю, на основе которой выстроена современная системы профсоюзной образовательной деятельности. Последние четыре года УИЦ руководит кандидат педагогических наук, выпускница Елабужского государственного педагогического института с многолетним опытом работы в системе образования Светлана Безбородова. Мы задали ей несколько вопросов о действующих и перспективных проектах УИЦ и нынешнем состоянии дел в центре.
– Светлана Валентиновна, на Ваш взгляд, что сегодня качественно отличает Учебно-исследовательский центр профсоюзов республики от других образовательных учреждений этой ниши?
– Наверное, в первую очередь, наш подход к самой образовательной модели. Мы, как и прежде, работаем в тесном контакте со всеми сторонами социального партнерства, организуем корпоративное обучение, большое внимание уделяем повышению знаний руководителей и специалистов в сфере охраны труда и так далее.
Понимаете, главная цель центра не нова – подготовка квалифицированных профсоюзных кадров. Но наш принципиальный подход – образование не должно быть унылым и формальным. Нам важно увлечь своих коллег, заразить их учебой, позволить свежим взглядом посмотреть на привычные профсоюзные, профессиональные обязанности, может быть, пересмотреть подходы к их выполнению. Молодежи или только начинающим свой путь в профсоюзах – дать качественные инструменты работы; максимально используя имеющийся у них потенциал, вырастить ярких, эрудированных профсоюзных лидеров, умеющих работать с людьми, с информацией. Я острый противник скучного образования, когда слушатели формально посещают занятия, а лекторы отчитывают положенные часы. На этом все расстаются. А что в сухом остатке? Нужно ценить и свое, и чужое время – это важный ресурс.
Мы пересмотрели и содержание образовательных программ, и подбор лекторского состава. Нет случайных тем, лекций, семинаров. Нет случайных преподавателей.
Да, мы следуем за временем и переменами в обществе, в мире. Например, опыт пандемии научил нас работать по-новому: так появился и довольно успешно продолжает применяться формат тематических вебинаров. Но, повторюсь, упор все же делаем на качественных показателях своей работы. Важна не форма, а содержание.
– Какие программы обучения реализуются сегодня в УИЦ?
– Программ очень много, как и сфер профсоюзной деятельности. Ведь мы охватываем все вопросы, с которыми приходится сталкиваться профработникам. У нас проходят семинары по правоприменительной практике, где изучаются изменения в трудовом законодательстве и практические вопросы трудовых отношений. Действуют программы по информационной работе, по культуре безопасности труда, проходят семинары для бухгалтеров, членов ревизионных комиссий, организуются корпоративные программы обучения: семинары по стресс-менеджменту, командообразованию, личной мотивации– «переформатизации», деловому общению и другие. Заслуживают внимания семинары-тренинги для первичек: «Научись все успевать: самоорганизация грамотного руководителя профсоюзной организации», «Топ-10 драйверов изменений профсоюзной организации и их типология», обучение «Стандарты сервиса обслуживания и его особенности в санаторно-курортной индустрии». Реализуем интересные молодежные проекты: «Профсоюзная молодежь – сила в единстве», сессии «Люди Т: эффективный профсоюз», «Профсоюзный университет». Одними из первых на них откликнулись ПАО «КАМАЗ», ПАО «Татнефть». Мы учим молодежь искусству коммуникации, эффективному управлению личными ресурсами, способности организовать работу любого коллектива. Признаюсь, я и сама очень скучаю по студентам, поэтому, несмотря на нагрузку, стараюсь выделить время для преподавания.
– Светлана Валентиновна, много положительных отзывов об обучении в сфере охраны труда. Расскажите об этом подробнее.
– Да, мы реализуем программу «Обучение общим вопросам и функционирования системы управления охраной труда, включая обучение вопросам использования СИЗ и вопросам оказания первой помощи пострадавшим». Охрана труда, в нашем понимании, это одна из сфер, обучение в которой должно быть на 70-80 процентов основано на практикумах. Поэтому наши семинары проходят с использованием интерактивных игр, например, «Герои в касках». Хорошим подспорьем при отработке алгоритмов принятия решений во время нештатных ситуаций на производстве стало применение программно-аппаратного комплекса виртуальной реальности – VR-очков.
– Прошло не более пяти лет со времени вашего назначения на должность директора Учебно-исследовательского центра, а столько перемен… Причем, коснулись они, как видно, не только организации образовательного процесса. Центр заметно преобразился внешне.
– Учебно-исследовательский центр – это лицо профсоюзов. И мне бы очень хотелось, чтобы у посетителей оставались положительные впечатления от пребывания у нас. По мере своих сил создаем уют: обновили входную группу, фойе, поменяли дизайн аудиторий, чтобы слушатели получали знания в максимально комфортных условиях.
– Комфортнее стало и в мини-гостинице.
– Да, в комнатах есть все необходимое для полноценного отдыха после учебного дня или прогулок по городу, ведь наши образовательные программы часто сопровождаются посещением культурно-исторических мест Казани. Самостоятельно придумали оформление номеров, коридора, отремонтировали и санузлы. Благодаря целому ряду дизайнерских решений создали в гостинице теплую атмосферу.
– Обратила внимание на оформление табличек на дверях комнат.
– Мы решили не просто пронумеровать комнаты, а указать на табличке значимые профсоюзные вехи: 1 номер – 1905 год – год образования профсоюзов. 2 номер – 1919 – год проведения первого субботника. 3 номер – 1920 – состоялся объединительный съезд профсоюзов Татарстана. И так далее. На каждой табличке размещен QR-код со ссылкой на сайт учебного центра, где можно найти подробную информацию и об истории, и об учебных программах.
– Светлана Валентиновна, что Вам помогает всегда оставаться в тонусе на работе?
– По наименованию одного из наших тренингов, «команда есть – работа не страшна». Сегодня центр объединяет действительно зараженных одной целью и заряженных общей энергией созидания людей, которые буквально горят своим делом. Я по своей природе стратег, перфекционист и очень рада тому, что мне удалось объединить в свою команду людей, близких по духу. И, конечно, я очень благодарна председателю Федерации профсоюзов Елене Ивановне за поддержку всех наших инициатив и постоянную помощь.
– Какие ставите перед собой цели сегодня, когда уже многое сделано и очевиден положительный результат?
– В перспективе хотелось бы больше внимания уделять развитию исследовательского сегмента. И, конечно, надеюсь на то, что слушателей у учебного центра будет еще больше. За последний год нам удалось более чем на 50 процентов увеличить охват. Сегодня Учебно-исследовательский центр в среднем в год принимает свыше трех тысяч обучающихся, порядка трехсот человек в месяц. Наша цель – довести последний показатель до пяти сотен. Да, нам еще есть над чем работать. Но и это уже положительная динамика.
Мы продолжаем практику выездных семинаров. Большую работу ведем по привлечению слушателей из других регионов. С нами сотрудничают Удмуртия, Чувашия, Крым, Луганск, Донецк, Якутия. Положительной оценкой нашей работы является то, что многие организации, побывавшие у нас единожды, приезжают на обучение к нам вновь.
У нас огромные нереализованные резервы и широкое поле для дальнейшей работы. Нам есть о чем и как рассказать, мы знаем, что такое эффективное образование, можем предложить действительно интересные образовательные программы. Я считаю, что качественное обучение – эта лучшая инвестиция в человека труда, в профсоюзного работника. Средства, вложенные в образование сотрудников, неизбежно окупаются повышением качества работы, увеличением производительности труда. А о том, что профессионалы всегда нужны профсоюзам, и говорить не приходится.
– Спасибо!
Беседовала Александра Осокина