• Новости Федерации профсоюзов Республики Татарстан
  • Визитная карточка
  • Организационная работа
  • Социальное партнерство
  • Социальное развитие
  • Правозащитная работа
  • Охрана труда
  • Молодежный совет
  • Профсоюзное обучение
  • Санатории ФПРТ
  • Пресс-Центр
  • Профсоюз - союз сильных
  • Газета «Новое слово»
  • Музей истории профсоюзов РТ
  • Конкурсы
  • Интернет-приемная
  • Ответы на вопросы
  • Контакты
  • Членские организации
  • Старая версия сайта
    г. Казань, ул. Муштари, д.9
    +7 (843) 236-93-14

    Профсоюз работников культуры по праву считается одной из крупнейших организаций в структуре Федерации профсоюзов республики. Третье место по численности профсоюз занимает среди членских организаций Российского профсоюза работников культуры после Краснодарского края, Ленинградской области и Санкт–Петербурга. По результатам работы отраслевики в лидерах. Председатели первичных профсоюзных организаций нередко назначаются руководителями учреждений культуры. И, как отмечают в рескоме профсоюза, в организациях культуры, искусства и кинематографии, где руководители – бывшие профсоюзники (а нам известно, что бывших профсоюзных работников не бывает), всегда сохраняется здоровая трудовая атмосфера и повышается эффективность деятельности самого учреждения. Подробнее о том, чем сегодня живет одна из самобытных организаций профсоюза республики – в интервью с руководителем Татарской республиканской организации профсоюза работников культуры Альбиной Фаридовной Сабитовой. 

    - Альбина Фаридовна, благодаря крупным международным событиям в мире спорта Казань признана спортивной столицей России. А когда, на Ваш взгляд, мы сможем назвать ее культурным центром страны?
    - Думаю, у нас уже сегодня есть основания быть культурной столицей России. В республике ведется большая работа над развитием отрасли культуры. Возрождаются культурные центры, строятся сельские клубы, при полном аншлаге проходят различные форумы, Шаляпинский и Нуриевский фестивали. У нас организуются яркие, событийные мероприятия. Но у этой медали есть оборотная сторона. Во всем многообразии форм нужно отыскать приоритетные направления, развитием которых можно было бы заняться плотнее. Развитие отрасли зачастую привязано к указам, постановлениям, количественным показателям. Думаю, принимая решение выполнять те или иные муниципальные, государственные задания, нужно оговаривать, что важнее и нужнее для республики, ее жителей.
    Это замечательно – взять курс на ЗОЖ. Но понятие «здоровье нации» шире, чем мы привыкли представлять. Это не просто физическое здоровье. Один из важных его аспектов – здоровье духовное. И этот вопрос неразрывно связан с образованием в сфере культуры. Детям нужно прививать основы культуры, следовательно, нужно пересмотреть образовательные стандарты. Мне очень понравилось предложение художественного руководителя театра Олега Табакова, народного артиста РФ Владимира Машкова, с которым он выступил на заседании у президента РФ В.Путина в прошлом году. «Давайте в базовом законе о культуре на первое место поставим воспитание высокодуховной личности», - отметил он.
    – У профсоюза работников культуры особый статус среди других организаций. Как Вы считаете, с чем это связано?
    - Признаюсь, никогда об этом не задумывалась. Но, наверное, с тем, что наш профсоюз объединяет людей особой категории. Ведь работники культуры являются носителями самого главного человеческого ресурса – духовно-нравственного потенциала республики и страны. У нас благородная функция – нести культуру в массы!
    Сегодня Татарстан - один из немногих регионов, где работают 18 государственных театров, в том числе единственный в России сельский государственный театр. Большие туристические проекты, 3 объекта культурного наследия, которые у нас есть, и фонды культуры – наличие всего этого в рамках нашей отрасли, возможно, и позволяет нам быть в особом статусе.
    В части уставной деятельности и принципов работы мы, как любой профсоюз, нацелены на представительство и защиту человека труда. Наш профсоюз завоевал авторитет. Приятно в числе членских организаций наблюдать тех, кто решил отдать предпочтение нам. Это, например, Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма. С недавних пор в профсоюзе представлено и туристическое направление. С одним из крупнейших туроператоров республики у нас много совместных проектов. Помню, в одну из первых автобусных туров в Крым я сопровождала нашу группу. Одна из отдыхающих проплакала всю дорогу. Выяснилось, что у женщины онкология. Поездку ей подарили подруги. Раньше она никогда и никуда не ездила и никогда не видела море, а после нашего путешествия твердо себе сказала: «Теперь у меня есть стимул – увидеть мир! Есть ради чего бороться за жизнь!». Такие эпизоды дорогого стоят!
    - Поездки организуются только по России?
    - Нет. Мы начали сотрудничать с компанией «Белтурист», организуя не только экскурсионные, но и образовательные туры в Минск. Работники довольны. Огромный плюс данных поездок в том, что есть возможность пообщаться с коллегами с другой страны. Поделиться опытом, перенять его, обсудить важные вопросы, найти совместное решение проблем, с которыми приходится сталкиваться в работе.
    - Какие еще сферы охватывает профсоюз культуры?
    - Наш профсоюз объединяет 18 623 работника и студента учреждений культуры, искусства, кинематографии, образования из общей численности 23 543 человека. В составе рескома профсоюза 319 членских организаций. 70% составляет профсоюзный охват по государственным учреждениям. Стопроцентный охват – по всей библиотечной сети, исполнительскому искусству. Стопроцентное членство в профсоюзе имеют Казанский государственный цирк, Государственный ансамбль песни и танца, Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек».
    Не создана профсоюзная организация при Симфоническом оркестре республики. Но на то есть свои причины: у артистов оркестра высокая заработная плата и грантовая поддержка президента Татарстана. В таких случаях я не считаю нужным оказывать давление, досаждать уговорами. Это выбор работников. Но придет время, когда необходимость вступления в профсоюз возникнет сама собой.
    - Какова в целом ситуация в отрасли?
    - Сегодня в наших организациях все стабильно. Но даже в годы экономического кризиса мы старались сохранить здоровую социальную атмосферу и нам это удалось. Надо отдать должное руководству республики, личной поддержке главы Татарстана Р. Минниханова. Президентская программа строительства сельских домов культуры, стартовавшая в 2011 году, активно реализовывалась даже в тяжелые в финансовом отношении 2013-2014 годы. Конечно, Рустам Нургалиевич как первоклассный финансист понимал, что любые вложения требуют должной отдачи. И поэтому были приняты решения, которые несколько скорректировали отрасль. Опять же не в ущерб работникам.
    - Альбина Фаридовна, как сегодня реализуются принципы социального партнерства?
    - Подписано Отраслевое соглашение между Министерством культуры РТ и Татарской республиканской организацией Российского профсоюза работников культуры на 2017-2019 годы. На весеннем пленуме мы подвели предварительные итоги его выполнения. Готовим проект для нашего социального партнера, после чего сядем за стол переговоров. В отрасли действуют 41 территориальное соглашение между районными (городскими) комитетами профсоюза и отделами культуры, 293 коллективных договора. Мы оказываем методическую и практическую помощь в их разработке и экспертизе. Кроме того, ежегодно аппарат рескома проводит порядка 50 комплексных проверок руководителей организаций и учреждений культуры по всем вопросам трудового законодательства. Отмечу, я не сторонник давать руководителям предписания по результатам проверок. Моя миссия – помогать, координировать, консультировать. Контролирующих органов и без нас достаточно. В этом, я считаю, заключается крепость нашего социального партнерства. Смысл профсоюзной работы в том, чтобы строить профессионально корректные отношения, способствующие развитию понимания и взаимодействия между всеми участниками.
    - И все же как получается избегать конфликтных ситуаций?
    - Наш реском профсоюза проводит Дни открытых дверей, организует встречи с трудовыми коллективами, обучающие семинары для руководителей отрасли с профактивом. Все это позволяет решать спорные вопросы и проблемы в формате диалога, не доводя до конфликтов, комиссий по трудовым спорам, обращений в Государственную инспекцию труда, прокуратуру, суд. Разумеется, это не говорит о том, что в отрасли не бывает подобных случаев, но, как правило, они единичны.
    – Альбина Фаридовна, какие в отрасли проблемы в области заработной платы?
    - После большой совместной работы с ЦЭСИ и министерством культуры РТ с сентября минувшего года в отрасли внедрена окладная система оплаты труда. Но по ключевому для нас вопросу – отказу от установленных базовых окладов по уровню имеющегося образования работника – договориться нам так и не удалось.
    Республиканским нормативным актом не предусмотрена возможность дифференциации базового оклада для внедрения и применения профессиональных стандартов в отрасли культуры. В рамках «майских указов» среднемесячная зарплата специалистов отрасли соответствует плановым показателям, но средняя заработная плата работников культуры административно-управленческого, технического, обслуживающего персонала меняется только за счет роста минимального размера оплаты труда. Это привело к тому, что в отрасли создалась ситуация, когда зарплата специалиста в области культуры выше, чем у заместителя директора и даже директора учреждения. Зарплата руководителя не может быть ниже зарплаты подчиненного.
    Еще один спорный момент - дорожными картами были определены возможные направления увеличения заработной платы. В том числе – за счет вывода обслуживающего персонала в аутсорсинг, что, к слову, стало для нас в определенном смысле ловушкой. В условиях жесткой экономии на базе учреждений культуры мы создали так называемые хозяйственно-эксплуатационные службы – филиалы, структурные подразделения учреждений, вывели в них работников административно-управленческого, обслуживающего персонала и тем самым, увы, определили, что они не попадают под «майские указы» и рост заработной платы – это не для них. При этом они продолжают трудиться в наших учреждениях.
    - Какой видите выход?
    - Необходимо менять саму систему окладов для определенных категорий работников отрасли, но на это, как отвечают в министерстве, нужны дополнительные средства. В рамках федерального законодательства нет дифференциации. Та же беда и в административно-хозяйственной службе. Вахтер, уборщица, секретарь и даже бухгалтер в одном учреждении получают подчас одинаковую заработную плату.
    - Альбина Фаридовна, вопрос доходов важен для всех категорий, но особенно для молодежи. С учетом озвученных проблем есть ли приток молодежи в организациях отрасли?
    - К сожалению, наша отрасль стареет. В период низких зарплат мы все-таки потеряли кадры, которые потом старались восполнить. В 2011 году зарплата работников культуры была в пределах 9 000. При переходе на новую систему оплаты труда, в 2012 году, заработная плата резко возросла до 12-15 тысяч рублей. Молодежь в отрасль не шла. По моему личному исследованию, в 2012 году из 68 выпускников института культуры в отрасли в качестве молодых специалистов остались лишь 8 человек. Остальные переквалифицировались. То есть молодежь, которую мы учим на бюджетные средства, ушла в другие сферы.
    Сейчас ситуация меняется. Повторюсь, в 2012 году мы пересмотрели систему оплаты труда. Были приняты поправки в закон о культуре, прописаны меры поддержки молодежи. Совместно с министерством мы прорабатываем системы повышения квалификации. Со своей стороны организуем выплаты талантливой молодежи, установили профсоюзную стипендию для учащихся СПО и студентов вузов, поддерживаем общественных активистов.
    В этом году впервые в отрасли провели в санатории «Васильевский» молодежный форум. Обсудили новые направления деятельности молодежи. Были приглашены интересные спикеры, гости – представители ЦК профсоюза, министерства молодежи, ФПРТ.
    Я очень благодарна молодежи, которая по велению сердца, по призванию выбирает нашу отрасль и готова формировать ее дальнейшее развитие.
    - А в каком направлении, на Ваш взгляд, должен развиваться профсоюз?
    - Конечно, традиции важны, но на одних лишь принципах консерватизма движение вперед невозможно. Считаю, что необходимо обновление профсоюзной деятельности, поиск новых эффективных форм и методов работы! Каждый день в нашем рескоме круговорот дел и мероприятий. Высокие темпы задаются сегодня самим руководством республики. Рустам Нургалиевич – человек больших скоростей! Ориентируясь на него, мы тоже выбираем для себя приоритет движения. И всегда открыты к диалогу с нашими отраслевиками, рады их инициативам, предложениям. Главное, чтобы все было в рамках правового поля.

    Штрихи к портрету
    Альбина Фаридовна Сабитова – человек увлеченный. Любовь к рукоделию, творчеству («Мне очень нравится, когда из мелких деталей, шаг за шагом рождается целый сюжет, картина» - рассказывает она о своем хобби – вышивке) помогает находить неординарные решения в работе; знания, полученные на факультете социального партнерства Санкт-Петербургского института профсоюза – всегда действовать в рамках трудового законодательства; образование музыканта – вносить упорядоченность и гармонию в любое дело.

    Александра Осокина