Абитуриенты выдерживают огромный конкурс на экономический факультет - но большинство потом "бумажки перекладывает" в офисе. Найдет работу только четверть выпускников-экологов. Каждый четвертый-пятый студент вуза - будущий "профессиональный балласт"... Ученые Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН постарались выяснить, почему так получается.
По оценкам Росстата, в 2021 году в России насчитывалось 24,6 миллиона представителей интеллектуального труда с высшим образованием (это треть от общей численности занятого населения). В год российские вузы выпускают 810,7 тысячи человек, из них половина заканчивают очное отделение. Теоретически за 30 лет должна произойти полная ротация сотрудников с высшим образованием - старшее поколение выходит на пенсию, ему на смену идет молодежь. Но в реальности мало кто из "пролетариев умственного труда" и в почтенных годах расстается с работой. Можно не пояснять, почему. Повышение пенсионного возраста - лишь одна из причин.
Вакансии - в дефиците, дипломов - перепроизводство. Сказывается и то, что за последние годы в вузах стало намного больше факультетов гуманитарного профиля. Не секрет, что многие из них, особенно в вузах средней руки, - это возможность получить заветную "корочку" с минимумом усилий и по сходной цене. Не более того. Работодатели это тоже прекрасно понимают.
Вот данные за 2020 год. Среди выпускников российских университетов почти половину (44,9%) составляют те, кто обучался гуманитарным и социальным наукам (экономика, юриспруденция, психология, социология, политология, журналистика, турбизнес, языкознание, история, философия, культура и т.д.). Вдвое меньше (24,5%) технарей - машиностроителей, технологов, специалистов в сфере горного дела и добывающей промышленности, энергетики, транспорта. IT-технологии, электроника, связь, фототехника - это еще 6,7% выпускников. В сфере образования дипломы получили 11,2%, медицины и фармации - 5,2%, сельского, лесного, водного хозяйства и ветеринарии - 4,1%, естественных наук - 3,4%.
Около половины (47%) тех, кому вузовское образование на работе не пригодилось, жаловались на сложности с трудоустройством. Четверть просто решили, что ошиблись с выбором профессии и надо ее менять. Каждый пятый не пошел работать по своей специальности, поскольку за этот труд слишком мало платят. Вполне можно понять обиду филолога или историка, которые "получают меньше охранника в торговом центре". Но и рыночные законы в сфере трудовых отношений действуют так же, как и в любой другой.
Находят вакансии, соответствующие их диплому, большинство медиков (91%), работников системы образования (82%), IT-сферы (79%), а также специалисты в области транспорта, энергетики, сельского хозяйства, строительства (более трех четвертей выпускников, от 76% до 78%). Все намного сложнее в сфере легкой промышленности (37%) или экологии (25%).
Есть и парадокс. Молодые люди с трудом ищут работу, а больше трети предприятий (37%) испытывают дефицит специалистов. Одно "но" - речь идет об опытных и сильных профи. Инженерах, программистах, экономистах уровня топ-менеджеров, практикующих врачах. А выпускники вузов ответственную работу просто не тянут. С новенькими дипломами экономических факультетов люди в основном работают бухгалтерами, простыми исполнителями.
Еще одна частая проблема - завышенные ожидания молодых людей. Некоторым хочется сразу получить и руководящую должность, и высокую зарплату, и пакет социальных благ, но, увы, себя они явно переоценивают. Более 40% молодых специалистов, которые устраиваются на предприятия сразу после выпуска, нуждаются в переобучении или повышении квалификации. Это относится к таким важным сферам, как транспорт и энергетика, медицина и образование, металлургия, гуманитарно-социальные направления и др.
Эксперты делают вывод: чтобы избежать подобных диспропорций и обеспечить естественную "ротацию кадров", общий выпуск из вузов пришлось бы сократить на 20-30%. Этого, конечно, не происходит. А значит, конкуренция на рынке интеллектуального труда становится все острее. По оценкам руководителей муниципальных и территориальных служб занятости, спрос на вакансии со стороны выпускников вузов в 3,7 раза превышает предложение от работодателей. Выпускники колледжей (бывших техникумов) на рынке труда должны выдержать конкурс в 2,3 человека на одно рабочее место. А вот на лицеистов (раньше лицеи называли ПТУ) спрос в 2,2 раза выше предложения. Вакансий вспомогательного персонала - в 3,4 раза больше числа желающих их занять. Продвинутые юноши и девушки, в свою очередь, не торопятся туда идти, мечтают о более успешной карьере или делают ставку на вуз.
Школьникам не хватает знаний
Мечта - дело хорошее. Но неплохо бы подкрепить ее конкретными знаниями и четким планом действий. В прежние времена этому помогала ранняя профориентация - еще со школьной скамьи. Сейчас такой системы, по мнению экспертов, практически нет.
По данным опросов, школьники более-менее определяются с выбором будущей профессии только к концу учебы. Четверть выбирает специализацию к 9 классу, 55% - в 10-11 классах. Еще 5% - сразу после окончания лицея или колледжа. 15% делают такой выбор в момент поступления в университет, некоторые (7%) ухитряются еще и сменить специализацию во время учебы в вузе, курсе на втором или даже четвертом. При этом лишь 7% абитуриентов слушают советы своих учителей. В десять раз больше (70%) делают выбор самостоятельно, но учитывают советы своих близких. Каждого двадцатого убедила реклама в интернете и СМИ. Лишь полпроцента приняли решение после дня открытых дверей в вузе. В целом среди молодых специалистов меньше трети (30%) говорят, что школа помогла им выбрать профессию. 44% заявили, что такую работу с ними никто не вел.
Неприятные цифры. Лишь половина выпускников 11-го класса считают, что школа дала им достаточно знаний для успешной учебы в вузе. 35% молодых специалистов добирали недостающий интеллектуальный багаж с репетиторами, еще 15% - сами. По статистике за 2020 год, в вузах РФ красный диплом получили 15%, хорошие оценки - 58%, среднюю успеваемость показали 27%. Но в ходе опросов выпускники честно признавались: школьных знаний им хватило бы в вузе лишь на "четверку" по русскому языку, на "твердую тройку" - по остальным предметам. А по химии, астрономии, иностранному языку, экономике и праву - на "тройку", близкую к "неуду".
Кстати, работодатели - вопреки общему мнению - вовсе не гонятся за гордыми обладателями красных дипломов и круглыми отличниками. И тоже горько жалуются на то, что выпускники отправляют результаты ЕГЭ в вузы, где меньше конкурс, - в белый свет как в копеечку. А затем понимают, что с выбором ошиблись. И если все-таки продолжают учебу, то имеют все шансы пополнить ряды "профессионального балласта". Который, по оценкам экспертов, составляет сейчас от 15% до 25% студентов. Работать они пойдут, но всю душу в свое дело вкладывать не станут.
Согласно опросам, три четверти (75%) выпускников школ поступили именно на те факультеты университетов, куда и хотели. Выбрали похожую специализацию 15%, совсем другую - 10%. Чаще всего о такой смене курса говорили молодые люди из сел, поселков городского типа и районных городов. Понятно, что нередко действует принцип "видит око, да зуб неймет" - на учебу нет денег.