Версия сайта для слабовидящих
  • Новости Федерации профсоюзов Республики Татарстан
  • Визитная карточка
  • Организационная работа
  • Социальное партнерство
  • Социальное развитие
  • Правозащитная работа
  • Охрана труда
  • Молодежный совет
  • Профсоюзное обучение
  • Санатории ФПРТ
  • Пресс-Центр
  • Профсоюз - союз сильных
  • Газета «Новое слово»
  • Музей истории профсоюзов РТ
  • Конкурсы
  • Интернет-приемная
  • Ответы на вопросы
  • Контакты
  • Членские организации
  • Старая главная
  • Старая версия сайта
    г. Казань, ул. Муштари, д.9
    +7 (843) 236-93-14

    В последние годы в законодательстве по охране труда происходит немало изменений. Только март нынешнего года принес массу нововведений: новые положения об обучении работников требованиям охраны труда, оказанию первой помощи пострадавшим, использованию СИЗ, новый порядок расследования и учета профессиональных заболеваний, новый перечень рабочих мест, в отношении которых СОУТ проводится с особенностями, особенности СОУТ для микропредприятий и так далее. Но расслабляться опять-таки рано: с сентября грядут очередные новации, о которых рассказывает главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов РТ Ирина Андина.

    – Ирина Васильевна, что сентябрь грядущий нам готовит?

    – Ключевым событием сентября 2023 года является вступление в силу новых Правил выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих и обезвреживающих средств, утвержденных приказом Минтруда России 29 октября 2021 года № 766н. Вместе с ним вступают в силу и единые типовые нормы выдачи СИЗ, в том числе дерматологических. Применять их, или отсрочить до 2025 года, решает работодатель. Но учтите, что сведения о принятом решении необходимо внести в Положение о Системе управления охраной труда (СУОТ). И именно специалист по охране труда должен оценить, насколько организация готова к изменениям.

    Кроме того, вступают в силу еще девять нормативных правовых актов по охране труда, о которых должен знать каждый. Одни из них напрямую влияют на охрану труда, другие – на безопасность дорожного движения, и о них обязательно нужно быть в курсе.

    Также нельзя пропустить изменения в порядке обучения по охране труда: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2022 № 2540 внесло изменения в Правила в части проведения внепланового инструктажа. В п. 61 порядка обучения сейчас указано, что инструктаж проводится еще и «по требованию Минтруда», что вызывало вопросы у специалистов по охране труда, где указаны эти требования, и почему их не было, например. Теперь вместо этого будет написано «при наличии положений о внеплановом инструктаже в нормативных правовых актах».

    И еще одно изменение: если у вас есть дистанционные работники на постоянной основе, их не нужно подсчитывать в среднесписочной численности при оформлении уведомления в Минтруд для внутреннего обучения по охране труда. Вообще-то мы и раньше их не учитывали, но теперь будем делать это по правилам.

    Обратите внимание! Если дистанционщик в компании периодически мигрирует между офисом, домом, он не является исключением для внесения в реестр обучения по ОТ, так как его дистанционная работа не является постоянной, и перемещается он с очным присутствием на рабочем месте работодателя.

    – То есть отношение к такому «полудистанционщику» должно быть как к обычному работнику?

    – Именно так. Коснулись изменения и проведения медосмотров водителей. С 1 сентября их можно проводить в дистанционном формате. Но перед тем как на него перейти, специалист по охране труда должен определить риски, и вместе с работодателем решить, нужно ли проводить медосмотры дистанционно, или оставить как есть, в бумажной форме, с «живым» медработником.

    Изменения теперь ждут и экспертные организации, которые проводят специальную оценку условий труда в отношении работников, постоянно и непосредственно работающих с осужденными. Список таких работников приведен в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85.

    – Ирина Васильевна, Вы упомянули о новых правилах обеспечения работников СИЗ. В чем они заключаются?

    – Что меняется: правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами. Вводится карточка учета дежурных СИЗ, допускается возможность ведения учета СИЗ в электронном формате, дается рекомендованный образец локальных Норм выдачи СИЗ работникам организации. Из личной карточки учета выдачи СИЗ исключено указание данных сертификата или декларации на СИЗ.

    Что нужно подготовить уже сейчас:

    – утвердить перечень дежурных СИЗ на рабочих местах и объектах;

    – утвердить Перечень уполномоченных лиц, ответственных за выдачу и сдачу дежурных СИЗ и ведение личной карточки выдачи дежурных СИЗ;

    – утвердить порядок выдачи и сдачи СИЗ, в том числе дежурных.

    Форма карточек выдачи и самих норм выдачи рекомендованная. Подстройте форму под свою организацию, можете менять наименования столбцов и строк в таблице, вставить логотип своей компании. Можете поставить на лицевой стороне карточки поле для подписи работника в ознакомлении с нормами выдачи. Так вы выполните требование 214 статьи ТК РФ. Проверьте, чтобы учет дерматологических СИЗ проводился ежемесячно. В противном случае вашу организацию могут оштрафовать.

    Теперь о Единых типовых нормах выдачи СИЗ и смывающих средств, которые регламентирует приказ Минтруда России от 29 октября 2021 № 767н. Что здесь меняется: вводится применение Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, основой которых является риск-ориентированный подход.

    Что необходимо подготовить уже сейчас:

    – ознакомить работников с ЕТН во время внепланового инструктажа;

    – утвердить локальные нормы выдачи в соответствии с приложением № 1 к приказу Минтруда России от 29.10.2021 № 766н, используя данные оценки профрисков;

    – утвердить порядок выдачи и сдачи СИЗ, в том числе дежурных.

    – Как быстро это надо сделать?

    – Работодатель имеет право не применять приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 767н до 31 декабря 2024 года согласно ст. 2 Федерального закона от 2 января 2021 г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». Поэтому укажите свое решение в Положении о СУОТ, и возьмите таймаут для спокойного, взвешенного перехода на Единые типовые нормы. В этот переходный период вы можете провести оценку профрисков для адресной, риск-ориентированной выдачи СИЗ.

    – Что нам несут упомянутые Вами дистанционные медосмотры для водителей?

    – Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2022 года № 629-ФЗ О внесении изменений в статью 46 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения», допускается проведение медицинских осмотров водителей с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья.

    Что нужно подготовить уже сейчас:

    – изучите требования к проведению дистанционных медосмотров со стороны медицинских учреждений, определите для себя, может ли ваша организация проводить такие медосмотры, или остаться в традиционном формате;

    – закрепите свое решение в Положении о СУОТ, если оно изменяется;

    – проинформируйте о принятом решении водителей.

    Отмечу, что дистанционные медосмотры не будут дешевле чем традиционные, потому что там заложены слишком большие риски, например, по идентификации того, кто проходит предрейсовый медосмотр. Кроме того, работодателю придется не менее двух раз в год проводить в очной форме химико-токсикологические исследования на наличие в организме наркотиков, психотропных веществ и их метаболитов. Таким образом, вместо одного «традиционного» медосмотра в итоге вы получите целых три. Поэтому хорошо подумайте, прежде чем перейти на дистанционный медосмотр. Оцените все риски.

    – А какие требования к оснащению кабинета дистанционного медосмотра и к медицинскому персоналу?

    – Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 мая 2023 года № 866 «Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья», установлены требования к медицинским изделиям, применяемым при проведении дистанционных медосмотров. Медицинские работники, проводящие такие медосмотры, должны обучиться по программам повышения квалификации по вопросам организации и порядка проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий в объеме не менее 36 часов. Сведения о медицинских работниках, проводящих дистанционные медосмотры, вносят в ЕГИС в сфере здравоохранения.

    Что нужно подготовить уже сейчас. Изучите Постановление Правительства № 866 до заключения договора с медорганизацией на дистанционный медосмотр, проследите, чтобы медработник отвечал требованиям данного нормативно-правового акта.

    Расскажу еще о новом порядке проведения предсменных, предрейсовых, послесменных‚ послерейсовых медицинских осмотров, которые регламентирует Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 мая 2023 года № 266н.

    Что меняется: Дистанционный медосмотр не применяют в отношении водителей, которые перевозят опасные грузы и осуществляют регулярные перевозки пассажиров в междугороднем сообщении по маршрутам, протяженность которых составляет 300 километров и более.

    Что нужно подготовить уже сейчас. Внесите в свое Положение о СУОТ изменения, если собираетесь проводить медосмотры водителей дистанционно. Если ваши водители не перевозят опасные грузы или пассажиров, можете не проводить для них послесменный медосмотр.

    Также появились новые требования к оформлению путевых листов, которые регламентирует Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 5 мая 2023 года № 159.

    Что меняется: состав сведений, указанных в части 3 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», и порядок оформления или формирования путевого листа, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2022 г. № 390.

    Изменятся требования к оформлению путевых листов в связи с тем, что медицинский работник может ставить электронную цифровую подпись в допуске водителя на линию после успешно проведенного медосмотра.

    Что нужно подготовить уже сейчас. Изучите Приказ Минтранса России от 5 мая 2023 года № 159. В нем написано, что даты, время и результат проведения медицинского осмотра водителя, должны быть проставлены медицинским работником, и заверены его собственноручной подписью на бумажном носителе или УКЭП – усиленной квалифицированной электронной подписью в случае формирования электронного путевого листа.

    Кроме этого реквизита, в путевом листе произойдут с 1 сентября 2023 года и другие нововведения – нужно будет указывать дополнительные сведения о водителе, например, его СНИЛС, серию, номер, дату выдачи водительского удостоверения. Все это должно помочь правильно идентифицировать работника.

    С 1 сентября можно оформить один путевой лист на один рейс, если его длительность больше рабочего дня.

    – По нововведениям всё?

    – Нет еще. Внедряется новый порядок ведения личных медкнижек, которые регламентирует Приказ Минздрава России от 18 февраля 2022 года № 90н «Об утверждении формы, порядка ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа». Что меняется здесь. Вступит в силу порядок работы с личными медкнижками, в том числе электронными, и форма электронной книжки. Что нужно подготовить.

    Сверьте контингент сотрудников, для которых медкнижка является обязательным элементом медосмотра. Он указан в п.2 приложения № 2 к Приказу Минздрава России от 18 февраля 2022 года № 90н «Об утверждении формы, порядка ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа».

    Имеющиеся на руках медкнижки после 1 сентября 2023 года можно будет применять до того момента, пока не кончатся свободные листы.

    В завершение еще упомяну о новых правилах проведения спецоценки условий труда в местах лишения свободы, которые регламентирует Приказ Минтруда от 13 апреля 2023 года № 309н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными».

    Что меняется: СОУТ на рабочих местах сотрудников ФСИН будет проводиться в новом, особом порядке, с учетом рисков для работников экспертной организации и работников ФСИН, а также самих осужденных. Что нужно подготовить уже сейчас. Если вы работаете в местах лишения свободы, переработайте программу вводного инструктажа. Учтите, что для организации ФСИН эксперты СОУТ являются работниками сторонней организации, участвующей в производственной деятельности. Поэтому обеспечьте проведение подробного вводного инструктажа, проинформируйте работника о рисках для жизни при проведении идентификации вредных и опасных факторов в таких условиях.

    Пропишите в техническом задании требования к экспертной организации. Так, на территорию мест лишения свободы запрещается перемещение без уполномоченного работодателем лица, без наличия медзаключения об отсутствии инфекционных заболеваний и только после проведения в организации целевого инструктажа.

    В заключение отмечу, что охрана труда сфера сложная и многоплановая. Здесь никогда не будет статичности. Изменения и нововведения здесь – явление нормальное и необходимое. Задача нас – технических инспекторов труда, председателей профсоюзных комитетов и профсоюзных уполномоченных по охране труда – что называется, держать руку на пульсе этих трансформаций и новаций и правильно на них реагировать. Это сфера настоящих профессионалов и людей, по-настоящему любящих свое дело.

    – Спасибо!

    Беседовал Артем Барабанов, фото автора

    phone
    Самые важные
    новости в Telegram-
    канале «Профсоюзы
    Татарстана»
    Подписаться