Версия сайта для слабовидящих
  • Новости Федерации профсоюзов Республики Татарстан
  • Визитная карточка
  • Организационная работа
  • Социальное партнерство
  • Социальное развитие
  • Правозащитная работа
  • Охрана труда
  • Молодежный совет
  • Профсоюзное обучение
  • Санатории ФПРТ
  • Пресс-Центр
  • Профсоюз - союз сильных
  • Газета «Новое слово»
  • Музей истории профсоюзов РТ
  • Конкурсы
  • Интернет-приемная
  • Ответы на вопросы
  • Контакты
  • Членские организации
  • Старая главная
  • Старая версия сайта
    г. Казань, ул. Муштари, д.9
    +7 (843) 236-93-14

    В 2022 году институту социального партнерства республики исполнилось 30 лет: в 1992 году в Татарстане была создана Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. С этого момента профсоюзы, правительство республики и работодатели все острые моменты в социально-экономической сфере решают за столом переговоров. За эти годы произошло немало судьбоносных событий и в первую очередь – переход на рыночную экономику. Стремительно изменилась общественно-политическая ситуация, а с ней и характер социально-трудовых отношений. Путь становления и развития социального партнерства, пройденный нашей республикой, развитые страны преодолевали столетиями. С началом рыночных реформ основой идеологии профсоюзного движения становится социальное партнерство как механизм регулирования социально-трудовых отношений на принципах трипартизма. Это отражено в Платформе профсоюзов России и Татарстана, об этом свидетельствует практика работы Федерации профсоюзов РТ и республиканских отраслевых профсоюзных органов, координационных советов организаций профсоюзов в муниципальных образованиях и профсоюзных комитетов предприятий и организаций республики. О социальном партнерстве и его перспективах мы беседуем с председателем Федерации профсоюзов РТ Еленой Кузьмичевой.

     – Елена Ивановна, со времени создания Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в 1992 году начинает формироваться правовая база социального партнерства. Это стало возможным благодаря взаимодействию с правительством и работодателями?

    – Совершенно верно, все ключевые республиканские законы – «О социальном партнерстве», «Об органах социального партнерства в РТ», «О коллективных договорах и соглашениях», «О прожиточном минимуме в Республике Татарстан», «О потребительской корзине в Республике Татарстан» – которые можно назвать по-настоящему профсоюзными, обсуждались за столом переговоров всеми социальными партнерами. Благодаря активному сотрудничеству сторон социальное партнерство в нашей республике стало конституционной нормой.

    А, наверное, самым значимым событием для профсоюзов стало принятие федерального и республиканского законов «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», которые обозначили главные приоритеты профсоюзного движения, закрепили их роль на представительство и защиту социально-трудовых прав работников, определили их место в социальном государстве и в становлении гражданского общества.

    – Учитывая социально-экономическую обстановку «лихих 90-х», этот трехсторонний диалог, без сомнения, был непростым?

    – Знаете, и да, и нет. Конечно, десятилетний период становления социального партнерства в 90-е до начала 2000-х годов был сложным и противоречивым. С одной стороны – реформирование самого профсоюзного движения, с другой – непрекращающиеся кризисные явления в экономике и социальной сфере, низкий уровень жизни большинства населения. Тем не менее, Федерация профсоюзов Татарстана всегда чувствовала поддержку и понимание со стороны правительства и объединения работодателей. С их стороны никогда не было, скажем так, «глухой обороны», всегда была готовность к конструктивному диалогу, всегда было желание понять друг друга, и было движение навстречу друг другу. Это чувствовалось и на местах. Многие по-настоящему социально ориентированные руководители предприятий работали с профсоюзами, как говорится, в одной упряжке. Нас объединяло стремление сохранить производство, трудовые коллективы, материальную базу. А это дорогого стоит! Во многом благодаря этому взаимопониманию удалось даже в самые острые кризисные периоды сохранить социальный мир в республике.

    – Что-то изменилось с началом 2000-х годов?

    – С наступлением нового тысячелетия социальное партнерство получило иное качественное наполнение. Динамичное развитие экономики Татарстана позволило сформировать более амбициозные стратегические задачи колдоговорного регулирования. Во главу угла поставлены вопросы поддержки промышленного производства, перехода экономики на инновационный путь развития, повышения качества жизни граждан на основе конкретных индикаторов, роста заработной платы, достижения эффективной занятости, обеспечения охраны труда и здоровья работников, организации системного контроля за соблюдением трудового законодательства. Все это дало новые стимулы в развитии трехстороннего диалога, вывело его на качественно новый уровень.

    На сегодняшний день действует 21-е по счету Республиканское соглашение, которое ставит задачу модернизации экономики, определяет современный уровень социально-трудовых отношений, предлагает новые стандарты качества жизни. Социальное партнерство активно развивается на всех его уровнях. Об этом говорит тот факт, что в республике заключено более двухсот отраслевых, территориально-отраслевых и территориальных соглашений, около пяти тысяч коллективных договоров, которые защищают права порядка 600 тысяч работающих на предприятиях и в организациях татарстанцев.

    Сложившаяся практика договорных отношений показала, что растущий экономический потенциал Татарстана – это та прочная основа, которая позволяет реализовать задачи социального партнерства.

    – Елена Ивановна, каковы критерии оценки эффективности трехстороннего взаимодействия?

    – Безусловно, главным и наиважнейшим критерием эффективности социального партнерства является качество жизни населения, его социальное самочувствие. И здесь есть серьезные подвижки. Приведу несколько цифр. Только за последние десять лет средняя заработная плата в республике выросла в два с половиной раза и составляет в первом полугодии 2022 года 50065 рублей, а ее покупательная способность возросла на 20 процентов. По данному показателю Татарстан входит в число лидеров в Приволжском федеральном округе.

    Для работников организаций внебюджетного сектора экономики с 2014 года, по инициативе Федерации профсоюзов РТ, социальными партнерами ежегодно заключаются Соглашения о минимальной заработной плате в Республике Татарстан, что позволило довести ее размер в 2017 году до величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Республике Татарстан.

    Кстати, по предложению профсоюзов, на федеральном уровне сделаны первые серьезные шаги: в 2018 году впервые в истории современной России минимальный размер оплаты труда достиг прожиточного минимума, и сегодня он составляет 15 279 рублей. Сейчас нам трудно представить, что десять лет назад МРОТ был в три раза ниже и составлял всего 4611 рублей. А в Татарстане уровень минимальной заработной платы социальными партнерами установлен для работников внебюджетного сектора экономики на уровне 16700 рублей.

    По инициативе профсоюзов Татарстана, с 2020 года стало исключение из минимальной заработной платы выплат, носящих компенсационный характер – «за работу в ночное время», «за сверхурочную работу», «за работу во вредных и опасных условиях труда», «при совмещении профессий (должностей)», «за работу в выходные и нерабочие праздничные дни».

    Также благодаря эффективному взаимодействию социальных партнеров, удалось полностью погасить просроченную задолженность по заработной плате в республике, а ведь когда-то она исчислялась десятками миллионов рублей.

    – …и считалась чуть ли не нормой.

    – Увы! Эта порочная практика была повсеместной в постперестроечные годы. И ее преодоление стало возможным во многом благодаря трехстороннему сотрудничеству.

    Все перечисленные мной меры позволили существенно снизить уровень бедности – численность работников с заработной платой ниже прожиточного минимума уменьшилась более чем в два раза: по данным Татарстанстата по крупным и средним предприятиям РТ, если в 2011 году таковых было 195 тысяч человек, то в 2021 году их – 83 тысячи.

    Также в режиме трехстороннего сотрудничества реализуются меры по повышению заработной платы работников бюджетной сферы. Эта острая тема всегда стоит на повестке дня при наших встречах в рамках РТК. И уже многое в этом направлении сделано.

    – Например?

    – Нам удалось совместно с социальными партнерами решить ряд проблемных вопросов при переходе на новую «окладную» систему оплаты труда: установить базовые должностные оклады работникам образования, здравоохранения и госучреждений в зависимости от профессиональной квалификационной группы и квалификационного уровня; увеличить с 2020 года минимальный базовый оклад работников общеотраслевых профессий и должностей в полтора раза – до 8380 рублей, ранее его размер составлял 5554 рубля.

    Были увеличены базовые должностные оклады работников бюджетной сферы в целях доведения до МРОТ: с 1 января 2022 года минимальный оклад составил 13617 рублей, а с 1 января следующего года составит 15 279 рублей; увеличен размер части стимулирующих надбавок работникам медицинских организаций: врачам – в два раза, среднему медперсоналу – в полтора раза и стимулирующая надбавка за интенсивность труда водителям скорой и неотложной медицинской помощи – до восьми тысяч рублей.

    Также была установлена ежемесячная выплата за классное руководство педагогам образовательных организаций среднего профессионального образования, дополнены перечни почетных званий, ведомственных наград, по которым предоставляются стимулирующие выплаты медицинским и педагогическим работникам; решен вопрос по установлению педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, компенсации расходов на оплату нецентрализованного отопления.

    В конечном итоге среднемесячная заработная плата работников образования, здравоохранения и социальных услуг с 2011 года повысилась более чем в три раза.

    – И все это в результате трехсторонних переговоров?

    – Да. Мы периодически собираемся на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии, рабочих групп РТК, обмениваемся информацией, аналитикой, порой спорим, отстаиваем свои точки зрения и, в конечном счете, приходим к консенсусу. Это постоянный процесс. Не получится как-нибудь вот так собраться и одномоментно решить все проблемы на годы вперед, подписать все документы и разойтись довольными друг другом.

    Во-первых, зачастую это просто невозможно в силу самых разных причин. Например, экономических – «в бюджете нет денег» или «у работодателей нет возможности». Что на это скажешь? Хорошо, давайте определимся, на что есть деньги, и какие есть возможности. И будем решать, договариваться. И решаем, и договариваемся.

    Во-вторых, время течет, экономическая ситуация меняется, запросы общества растут, и то, что казалось пределом мечтаний трудящихся вчера, сегодня уже неактуально. Вспомните тот же 8-часовой рабочий день. Люди шли в Сибирь на каторгу и порой даже гибли за то, чтобы он был законодательно установлен. А сегодня 8-часовой рабочий день для нас само собой разумеющаяся незыблемая норма, и мы уже задумываемся о четырехдневной рабочей неделе…

    – Елена Ивановна, а что сегодня Вы бы назвали первоочередной задачей, которую нужно решить в рамках трехстороннего сотрудничества?

    – Безусловно, это обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения. Профсоюзы за достойный труд, достойную заработную плату, за самореализацию человека труда. Одновременно, профсоюзы за достойные пособия по безработице: размер такого пособия должен быть не менее прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ – это принципиальная позиция ФНПР. Конечно, лучше, если безработных будет как можно меньше, и у нас в Татарстане это получается, опять-таки благодаря слаженному взаимодействию социальных партнеров. И это в условиях серьезных изменений в структуре рынка труда, когда менялась потребность в работниках, экономическая и санитарно-эпидемиологическая ситуация, появились новые формы занятости. Это всё новые вызовы, которые стоят перед нами и важно правильно реагировать на них.

    Особое значение в этих условиях приобрела правозащитная функция профсоюзов. Современное законодательство дает профсоюзам значительный ряд прав и гарантий, обеспечивающих исполнение уставных задач и обязательств перед членами профсоюзов. К сожалению, об этих правах не всегда имеют представление не только работники, но даже представители работодателей. Об этом свидетельствуют отчетные данные правовых служб Федерации профсоюзов РТ.

    – Профсоюзы пользуются этими правами?

    – И довольно активно. Правовыми инспекторами труда только за последнее десятилетие проведено около 14 тысяч проверок работодателей по всем вопросам трудового законодательства, выявлено порядка 40 тысяч нарушений, их них 89 процентов устранено.

    Рассмотрено более пяти тысяч дел в судах и 96 процентов исков удовлетворены полностью или частично. Рассмотрено около 70 тысяч жалоб и других обращений, принято на личном приеме профсоюзными инспекторами – более 260 тысяч работников.

    Профсоюзными юристами проведена экспертиза, подготовлены замечания и предложения к более чем тысяче проектов законов и иных нормативных правовых актов социально-трудовой сферы Российской Федерации и Республики Татарстан.

    Экономическая эффективность различных форм правозащитной работы, которую можно выразить в денежной форме, за 2012–2021 годы составила более двух с половиной миллиардов рублей. Это возврат задержанной заработной платы, выходных пособий, недоначисленных размеров заработной платы и пенсий, моральный вред и так далее.

    – Два с половиной миллиарда – сумма впечатляет.

    – В том, насколько эффективна правозащитная работа, у нас нет сомнений. Но еще актуальна задача постоянной и целенаправленной работы по совершенствованию нормативной правой базы в интересах работников. Мы обязаны построить правовую работу таким образом, чтобы заработали все без исключения правовые нормы, чтобы работающий человек чувствовал защиту своих трудовых и социальных прав. По-настоящему эффективно это возможно сделать именно в сотрудничестве с нашими социальными партнерами – представителями власти и работодателей.

    В частности это касается сферы охраны труда. Улучшение условий труда и здоровья на рабочих местах является важной приоритетной задачей Республиканского соглашения.

    – Это тот показательный случай, когда интересы профсоюзов, работодателей и власти на все сто процентов общие?

    – Безусловно! Тема безопасного труда является острой как для работника, который хочет быть живым и здоровым, так и для работодателя, для которого иной несчастный случай на производстве это не только моральные страдания за чье-то загубленное здоровье или жизнь, но и зачастую крах успешного бизнеса и уголовная статья. Что касается государства, то для него в равной степени нужны и важны и здоровые члены общества, и эффективно работающий бизнес, развивающий экономику и приносящий доходы в казну.

    В коллективных договорах предприятий предусмотрен и реализуется комплекс мер по снижению риска травматизма и профзаболеваний, созданию безопасных условий труда.

    Только за последние десять лет техническими инспекторами труда профсоюзов республики проведено более 14 тысяч проверок, выявлено около 35 тысяч нарушений, рассмотрено более 67 тысяч обращений, заявлений и жалоб (98% решено в пользу работников).

    Особо отмечу, что всесторонний эффективный каждодневный общественный контроль за охраной труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности сегодня могут обеспечить профсоюзные уполномоченные. Ведь именно они находятся «на переднем крае» рабочего процесса – в цехах, лабораториях, офисных и складских помещениях, на стройплощадках, электростанциях, буровых скважинах... – этот перечень можно продолжать бесконечно.

    – Мне кажется, уже из-за одних только профсоюзных уполномоченных государство должно быть кровно заинтересовано в стопроцентном профсоюзном охвате всех организаций страны.

    – Думаю, вы правы. Профсоюзные уполномоченные по охране труда на своем посту в своих трудовых коллективах каждый рабочий день. Здесь они знают всё и каждого. И таковых у нас в республике более 13 тысяч! Только их силами за последние десять лет выявлено около 700 тысяч нарушений требований охраны труда, 96 процентов из которых устранены. Благодаря совместной работе с руководителями организаций нам удалось достичь положительных результатов. Прежде всего, это значительное снижение количества пострадавших от несчастных случаев на производстве. Так, в организациях, где есть профсоюзные структуры, количество несчастных случаев со смертельным исходом уменьшилось практически в 2,7 раза.

    – Действительно, внушительные результаты. Вопрос такой: что сейчас, на Ваш взгляд, необходимо для качественного развития трехстороннего сотрудничества?

    – Три десятилетия существования Республиканской трехсторонней комиссии показали, что институт социального партнерства по-настоящему эффективен. Мы с нашими коллегами по РТК не только адекватно реагируем на вызовы времени, но и умеем видеть перспективу. От стратегии выживания в сложнейших экономических условиях 90-х годов мы перешли к стратегии развития, выстроили современную идеологию социального партнерства, основанную на общих созидательных целях и перспективах.

    Тем не менее, на наш взгляд, преждевременно заявлять, что структура и содержание социального партнерства полностью отработаны. Думаю, у нас еще есть неиспользованный потенциал для дальнейшего развития. Быстро меняющиеся политические, экономические и социальные условия вносят новые изменения в социально-трудовую сферу, что в свою очередь, требует соответствующих изменений и уточнений трудового законодательства.

    При согласовании нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения, не всегда соблюдается порядок взаимодействия сторон социального партнерства. Поэтому не раз в адрес правительства республики профсоюзы направляли обращение о необходимости обсуждения с профсоюзами республики законопроектов и иных проектов нормативных правовых актов Республики Татарстан социально-трудовой сферы и рассмотрения их на заседаниях РТК.

    Зачастую эффективному диалогу препятствует нежелание руководителей предприятий малого и среднего бизнеса сотрудничать с профсоюзами и отсутствие полноправного представительства работодателей в муниципальных районах республики. Отсутствует механизм реализации ответственности за неисполнение коллективных договоров и соглашений.

    Много коллективных договоров в республике заключаются с участием не профсоюзов, а так называемых «иных представителей работников», которые не могут отстаивать их права на республиканском, территориальном, отраслевом уровнях. Подобная практика также весьма негативно влияет на развитие и повышение эффективности социально-партнерских отношений, снижает их качество и результативность.

    – Какие есть идеи у профсоюзов в данном аспекте?

    – Анализируя состояние социально-трудовых отношений в целом и в целях реализации своей уставной деятельности, направленной на качественное повышение жизненного уровня граждан республики, считаю необходимым на федеральном и локальном уровнях активизировать работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, повышению уровня правового обеспечения функционирования и эффективности системы социального партнерства. На региональном уровне – способствовать созданию отраслевых и территориальных объединений работодателей; расширять сферу влияния социального партнерства путем активного создания профсоюзных организаций, в том числе на предприятиях малого и среднего бизнеса; обеспечивать заключение территориально-отраслевых соглашений во внебюджетном секторе экономики республики. Также на региональном и локальном уровнях – совершенствовать качество соглашений и коллективных договоров на основе внедрения социального аудита и принципов достойного труда, а также формировать современную систему контроля за выполнением принятых соглашений и коллективных договоров. Это тот самый необходимый минимум.

    – Елена Ивановна, подытоживая сказанное, каким вы видите будущее социального партнерства?

    – Тридцать лет назад Татарстан только делал первые шаги в рамках трехстороннего сотрудничества. А сейчас мы живем в ведущем регионе Российской Федерации, лидере Приволжского федерального округа – и это заслуга эффективной работы социальных партнеров. Сегодня мы стоим перед новыми вызовами, которые преодолеть под силу только сильному государству, а опора сильному государству – единство профсоюзов, бизнеса и власти!

    Год от года задачи, стоящие перед профсоюзами и нашими партнерами, становятся сложнее и ответственнее. Череда событий в последние годы научила нас главному – умению не поддаваться панике, оставаться реалистами и продолжать двигаться вперед.

    Все мы – и власть, и работодатели, и профсоюзы – заинтересованы в сильной, богатой, стремительно развивающейся республике с мощной разноплановой экономикой, способной реализовать самые амбициозные проекты. Мы заинтересованы в обществе счастливых людей, которые трудятся на современных и безопасных рабочих местах за достойную зарплату, живут, работают и отдыхают в комфортных условиях. Это наши общие цели на долгосрочную перспективу, и я искренне верю, что этих целей мы добьемся.

    – Спасибо!

    Беседовал Артем Барабанов

     

    На фото слева направо: Президент Ассоциации предприятий и промышленников РТ (регионального объединения работодателей) Алексей Лаврентьев, председатель Федерации профсоюзов РТ Елена Кузьмичева и премьер-министр РТ Алексей Песошин.

    phone
    Самые важные
    новости в Telegram-
    канале «Профсоюзы
    Татарстана»
    Подписаться