Версия сайта для слабовидящих
  • Новости Федерации профсоюзов Республики Татарстан
  • Визитная карточка
  • Организационная работа
  • Социальное партнерство
  • Социальное развитие
  • Правозащитная работа
  • Охрана труда
  • Молодежный совет
  • Профсоюзное обучение
  • Санатории ФПРТ
  • Пресс-Центр
  • Профсоюз - союз сильных
  • Газета «Новое слово»
  • Музей истории профсоюзов РТ
  • Конкурсы
  • Интернет-приемная
  • Ответы на вопросы
  • Контакты
  • Членские организации
  • Старая главная
  • Старая версия сайта
    г. Казань, ул. Муштари, д.9
    +7 (843) 236-93-14

    Осенью Казань примет у себя шестую Всероссийскую олимпиаду педагогов начальной школы «Мой первый учитель», которая проводится по инициативе Общероссийского Профсоюза образования. Место выбрано не случайно – в столице Татарстана живет и работает абсолютный победитель олимпиады прошлого года, учитель начальных классов лицея №83 – Центра образования Юлия Чернова. Мы побеседовали с победительницей юбилейного конкурса об успехе, учениках, трудностях и радостях профессии.

    – Юлия, поздравляю со званием лучшего учителя начальной школы страны. Правильно ли я понимаю, что вы нашли свое призвание?

    – Да, хотя и не сразу. После школы была мысль поступать в педагогический университет, сердце подсказывало, что это моё, но мама отговорила: мол, профессия педагога не престижная, малооплачиваемая. Я рада, что в последнее время ситуация начала меняться. А тогда в результате выбрала сферу легкой промышленности, окончила технологический вуз. Но когда пришла на производство – ужаснулась. Работа оказалась слишком монотонной, никакого творчества!

    Как-то меня позвали в родную школу помочь с постановкой на праздник, потом еще раз, и еще… Закончилось тем, что я осталась работать педагогом-организатором. Получила второе высшее образование, стала учителем начальных классов. Мой педагогический стаж – шесть лет.

    – Почему именно начальная школа?

    – Наверное потому, что у меня самой в детстве были замечательные учителя. До сих пор с особой нежностью вспоминаю одного из своих первых педагогов Елизавету Лейбовну Казанцеву. Она была открытой, доброй, могла найти подход к каждому ребенку. Многие говорили, что рядом с учениками она как «курочка с цыплятами». Теперь для меня это высший комплимент, если я слышу такое сравнение в свой адрес.

    – Что для вас главное во взаимоотношении с учениками?

    – Доверие. Я стараюсь создавать ситуацию, которая позволит ребенку расслабиться. Когда ученики не тревожатся и доверяют учителю, то показывают потрясающие результаты. Много разговариваю с детьми, если нужна поддержка, всегда выслушаю, обниму. Мне кажется, это очень важно, ведь порой в ежедневной суете детям не хватает того внимания и заботы, что уделяют им родители, в силу разных причин. Встречая ребенка из школы, мама и папа, как правило, задают вопросы: «Что ты сегодня ел?», «Какую оценку получил?». Но, согласитесь, это не самое важное в жизни. Лучше спросить, как ты себя чувствуешь, что нового узнал, что получилось сделать лучше всего, с кем подружился.

    – Молодым педагогам бывает непросто наладить контакт с родителями учеников. Вам это удается?

    – Стараюсь. На первом же родительском собрании объясняю, что мы должны действовать сообща, порознь достичь результатов не получится. Для убедительности прошу родителей одну руку спрятать за спину, а другую поднять вверх и хлопнуть в ладоши. Естественно, это невозможно. Тогда я прохожусь по классу и ударяю своей рукой по их поднятым вверх ладоням, экспериментальным путем доказывая необходимость взаимодействия. Мы делаем одно общее дело – помогаем ребенку быть успешным и счастливым. Если я как первый учитель убедительна, родители ко мне прислушаются и будут во всем помогать.

    Кроме того, опыт показывает, важно наперед снять все волнующие родителей вопросы, ведь проблемы чаще всего возникают из-за плохой информированности, взрослые не понимают, что происходит с их чадом в школе, переживают, накручивают себя. Чтобы этого избежать, я создала телеграм-канал класса, ежедневно после учебного дня выкладываю фотографии, небольшие видео. Вот дети в столовой, вот на уроке математики или в продленке. Мне не сложно, а родителям спокойно. Единственное, сразу нужно оговорить правила родительского чата. Мы, например, поставили временные рамки для общения, все знают, что после восьми часов вечера я из учительницы превращаюсь в маму двоих детей, которую лучше не беспокоить. Конечно, в экстренных случаях мне всегда можно позвонить, но это скорее исключение.

    – Знаю, что у вас педагогическая семья, супруг тоже работает в школе. Часто семейные вечера превращаются в педсоветы?

    – Бывает (смеется). Особенно когда готовимся к конкурсам или открытым урокам. Вместе накидываем идеи, обсуждаем. Павел – учитель информатики, из педагогической династии, он, конечно, меня во всем поддерживает. Любопытно, что свекровь тоже учитель начальных классов в прошлом, ее зовут как и меня – Юлия Чернова. Но в целом, мы стараемся не говорить дома о работе.

    – Юлия, что вам нравится в вашей работе и что не устраивает?

    – Конечно, прежде всего, мне нравится работать с детьми. Когда мои ученики проявляют заинтересованность, например, к новой теме, стремятся больше узнать, задержаться после уроков, я испытываю огромную радость. Это мотивирует меня двигаться вперед, совершенствоваться, быть примером во всем.

    Не нравится бумажная волокита, отчеты, а еще – учебники, по которым мы сегодня работаем, особенно это касается окружающего мира. У меня сейчас первоклашки, многие не могут справиться с заданиями учебника самостоятельно, а это ставит их в ситуацию неуспеха.

    – Для вас это недопустимо?

    – Чтобы у ребенка не пропал интерес к учебе, его нужно мотивировать. Я стараюсь всегда хвалить своих учеников. Но не просто говорить «молодец», а действительно отмечать личные достижения каждого, пусть даже маленькие. Есть проверенные техники, которые помогают не замечать неудачи, а концентрироваться на успехах, я их использую. Например, метод «зеленой пасты», когда учитель вместо того, чтобы подчеркивать в прописях красным стержнем ошибки, выделяет зеленой пастой те буквы и элементы, которые у ребенка получились хорошо. Эффект потрясающий, у ребят совсем другие эмоции! Постепенно ошибки уходят, дети сами стремятся повторить то, что было идеальным.

    – А как вы относитесь к школьной системе оценок?

    – Достаточно спокойно, понимаю, что они необходимы, но большого значения им не придаю. Мне понравилось, как один из педагогов образно сравнил отметки с индикатором зарядки на телефоне. Отметка, какая бы она ни была – это лишь показатель знаний, она ни в коем случае не характеризует личность ребенка. Стараюсь донести эту мысль и до родителей своих учеников. «Плохая» отметка должна быть лишь сигналом того, что ребенок возможно не усвоил тему и с ним нужно дополнительно позаниматься, а не причиной вешать ярлык двоечника.

    – Как выбрать начальную школу для ребенка, на что ориентироваться?

    – В первую очередь я бы посоветовала выбирать ту школу, что недалеко от дома. Все-таки пешая доступность – важный фактор. Во-вторых, обратите внимание на темперамент учителя. Взаимопонимания будет больше, если педагог и ученик схожи по темпераменту. Ну а в целом, важно правильно настроить малыша, ведь приходя в первый класс, он испытывает большой стресс. Лично я советую родителям прочитать первоклашкам сказку «Поцелуй в ладошке» про маленького енота Честера, который боялся идти в школу, но мама научила его, как пронести любовь через долгий школьный день. Секрет – поцелуй в ладошке, хранящий тепло и нежность родного сердца.

    Елена Галяветдинова, фото из личного архива Юлии Черновой

    phone
    Самые важные
    новости в Telegram-
    канале «Профсоюзы
    Татарстана»
    Подписаться